Милый мультфильм, но пропагандирующий абсурдный пацифизм.
Пчёлка Майя, появившись только что на свет, уже отказывается законы улья соблюдать и учиться, как мёд собирать и общий дом благоустраивать. Вместо этого улетает она из улья и дружбу заводит со всеми, кого на пути встречает. А тем временем Жужжала, королевская советница, маточное молочко похищает и, когда от голода ослабевает пчелиная королева и сознание теряет, она власть захватывает, в краже молочка обвиняет шершней и поднимает улей на войну с ними. О том, что не виноваты шершни, знают Майя и друзья её, и только они могут битву за власть нераздельную над лугом остановить.
Вальдемар Бонзельс, немецкий писатель, в 1912 году сочинил повесть «Пчёлка Майя», в которой вольно пересказал притчу о блудном сыне. Майя, нарушающая законы улья и покидающая его, чтобы не трудиться как пчела, осуждалась, считалась предательницей. Но, когда она домой возвращалась, предупреждала пчёл о готовящемся нападении шершней, заклятых их врагов, и пчёлы, к её великому удивлению, её прощали. И Майя, умудрённая переживаниями и испытаниями, для маленьких пчёлок нового поколения становилась учительницей.
Такая пчёлка для Германии была идеальным детским героем в промежутке между войнами мировыми. Но после Второй мировой войны Германия с нацизмом распрощалась и его заклеймила как опасную идеологию, Майю стали рассматривать как бунтарку, которая поступает правильно, потому что противостоит тоталитарному улью, и ею восхищаться надо, так как она индивидуальность свою проявляет и мир исследует, а не только с пыльцой и нектаром снуёт. Такая Майя появилась в сериалах 1970-х, нарисованных, между прочим, японскими аниматорами. И новый компьютерный немецко-австралийский мультфильм о пчеле, которая является самой известной на планете, окончательно Майю превращает в девочку, которая поступает правильно и останавливает войну, потому что на мир смотрит открытыми, незашоренными глазами и невежественной, ложной пропаганде не поддаётся.
В сюжете таком, конечно, плохого ничего нет. Но беда в том, что создатели мультфильма забыли, что шершни едят пчёл. Представьте мульткартину, в которой зайчик бесстрашный заводит дружбу с волчонком и узнаёт, что якобы волки – вегетарианцы, и зайцев не едят, а все эти рассказы о их кровожадности – это предрассудки и ложь. Эта лента смотрелась бы, конечно, по-идиотски. Особенно в эпизодах, в которых зайчиху-маму выставляют идиоткой невежественной за то, что она зайчаток своих просит волков остерегаться.
А вот именно такое получается в мультипликационном фильме «Пчёлка Майя», нарисованном для детей командой режиссёра Алекса Стадерманна. Но абсурдность эта в глаза не бросается только потому, что мы плохо разбираемся в шершнях и пчёлах.
При этом в мультике не только Жужжала выставляется отрицательным героем, потому что ворует и милитаристскую панику раздувает, но даже и Кассандра, добросердечная учительница, которая всегда была положительным персонажем. И всё, потому что получается, что она детей плохому учит, то есть рассказывает, как в реальном мире действительно обстоят дела. А ведь в реальности гнездо шершней способно вполне целую пасеку уничтожить.
Несмотря, впрочем, на абсурдную политкорректность, мультфильм забавный получился, бодрый и обаятельный, и в Майю, очаровательную непоседу, не влюбиться трудно, да и в остальных персонажей, которые позаимствованы из повести и из сериалов 1970-х или с нуля придуманных.
Графика и анимация мультфильма проще гораздо, чем у американских мультипликационных картинах, но для мультфильма детского вполне подходит такой стиль.
Итак, если вы не против пропаганды этим мультиком политкорректности и пацифизма, и не против того, что он отображает неправильно реальные отношения между шершнями и пчёлами, то можете разрешить посмотреть его своим детям, но в «Пчёлке» для взрослых нет ничего.