Бизнес и любовь в лихие девяностые.
Предприниматель Павел (Кирилл Плетнёв), путешествуя на поезде ночном, рассказывает попутчику случайному о том, как крупный бизнес создал в малой авиации и как помощницу Катю (Екатерина Вилкова) со знанием языков иностранных и без комплексов нанял, которая в его жизни стала главной любовью, после самолётов, дочери и денег.
Писатель Поляков Юрий в начале перестройки прославился благодаря своим скандальным повестям «ЧП районного масштаба» и «Сто дней до приказа» и в 1990-х стал главным осмыслителем времени, когда происходило нахапывание капитала, тогда ни о каком накоплении капитала речи не было. Повесть его «Небо падших» опубликована была в 1997 году, и собой представляла она попытку раскрыть душу и жизнь нового русского бизнесмена, но не авторитета криминального, не бандита, не партийца бывшего, а человека вынужденного закон нарушать постоянно, поэтому со всеми нормами моральными, которые были когда-то у него, быстро расстающегося. Павел огромные деньги зарабатывает, жизнь комфортную для жены и дочери за границей устроил. Но себя он не чувствует хозяином жизни, а только пленником страстей своих, и в первую очередь он околдован дерзкой и раскованной помощницей, которая для него становится роковой женщиной, играющей беспрестанно и с его чувствами, и с чувствами других мужчин, окружающих его.
«Небо падших», конечно, не шедевр литературный, но всё же это произведение весьма занимательное, которое в голову нувориша заглядывает глубже многих, чтобы бардак, царящий там, разгрести. Но экранизация режиссёра Донского Валентина, который работал в основном над сериалами криминальными, к сожалению, до планки, установленной Поляковым, не допрыгивает.
Кинофильм, прежде всего, раскачивается долго. Книга Катю вводит в сюжет уже в третьей главе, а кинолента двухчасовая на пролог тратит почти час, хотя фильм посвящён, прежде всего, раскрытию отношений запутанных между Катей и Павлом. При этом введение, которое рассказывает о начальных шагах Павла в развитии бизнеса, оказывается всё равно пунктирным и сообщающим совсем немного и о самом предпринимателе, и о стране, где строит он своё дело. Особенно, если подходить с точки зрения тех зрителей, которые хорошо осведомлены о том, что значит «наезд», «крыша», «понаехали тут». Конечно, сцены, с которых начинается фильм, для понимания событий дальнейших важны, но их наверняка спрессовать можно было, и перейти как можно быстрее к драматичной и эмоциональной части повествования. А так получилось, что и пролог не блещет, и основная часть скомкана.
Когда наконец-то в кадре появляется Катя, кинофильм смотреть становиться сразу интереснее, потому что Вилкова и Плетнёв своей игрой показали пару, сексуально заряженную, и их сцена, в которой играют они в игру «раздевание или правда», самая эффектная и мощная во всём фильме. Но дальше начинается сценарный галоп, Катя и Павел вместе времени проводят всё меньше, обороты эмоциональные лента сбавляет, на полную мощь включает мотор лишь в кульминации, которая не вызывает переживания, потому что исход сцены ясен, ведь Павел сидит и эту историю рассказывает.
Можно отметить, что режиссёр правильно подобрал артистов и не только на главные роли. В картине есть удачные фрагменты, обширную книгу Полякова сжал до последовательного и внятного повествования, что даже не требуется для понимания фильма к оригиналу обращаться. Но подобранно неверное соотношение между введением и сердцевиной картины, слишком мало совместных ярких сцен Плетнева и Вилковой. Да и съёмки разговоров, а ведь именно из разговоров на девяносто пять процентов состоит лента, получились технически скучноватые.