Кокаин – зло.
«Роман с кокаином» был впервые напечатан в 1934 году в Париже под псевдонимом М. Агеев, долгое время предполагали, что этот роман написал Владимир Набоков, и только в 1990-х годах было установлено, что написал этот роман Марк Леви, переводчик и лингвист. Действие этого романа происходит в предреволюционной России.
Конечно, тема наркотической зависимости, которая очень ярко отражена в романе, и, может, эта тема сейчас даже актуальнее, чем тогда, но перенос при экранизации историю наркомана Вадима Масленникова в современное время, приводит к появлению многих нелепиц в фильме. Например, если в начале девятнадцатого века в любой интеллигентной семье была домработница, то в двадцать первом веке домработницы стали появляться у разбогатевших новых русских, поэтому присутствие домработницы у бедных Масленниковых вызывает удивление. И вот такого несоответствия, которое выглядит абсурдно, много в этом фильме, а это вызывает порой не только удивление, но и раздражение.
И просто неприятно смотреть фильм, где студентов играют артисты, которые намного старше студенческого возраста.
Кстати, пыталась найти год рождения Игоря Трифа, который играет главную роль в фильме, но не нашла такой информации, а только выяснила, что Игорь даже не является профессиональным актёром, он бизнесмен-ресторатор, любящий кино, и в этом фильме он ещё и продюсер. Его игра вялая, почти без эмоций, какая-то заторможенная, он будто бы полусонный всё время, наверное, поэтому сочувствия к нему почти не возникает, только чувствуешь презрение к взрослому мужику, не желающему отказаться от кокаина.
А любовная линия Вадима, который, как подросток мечтал об идеальной женщине, которую сыграла светская львица Ксения Собчак (Соня), показалась вообще не подходящей для этого фильма, возможно, из-за очень неудачной игры Собчак.
Смешно и нелепо выглядит и мама Вадима (Наталья Коляканова), бывшая актриса, нет таких сейчас женщин, какой представлена она в картине, немудрено, что Вадим её стеснялся.
А вот Сергей Колтаков, богатый муж Сони, великолепен в роли причудливого господина.
Закадровые размышления о счастье, о том, что приводит к осознанию полноты жизни, звучат совсем без экспрессии, равнодушно и тускло, поэтому не вызывают ответных раздумий.
Мрачный, унылый фильм Геннадия Сидорова, снявшего в 2003 году ленту «Старухи», которая на Кинотавре была награждена четырьмя призами, тянется бесконечно медленно и нудно, реализация главной и, конечно, правильной мысли, что кокаин – зло, осуществлена неинтересно, невнятно и скучно. Хотя, наверное, это не вина Сидорова, потому что он умер, не успев смонтировать фильм, так что не стоит считать, что этот фильм его. А заканчивал фильм, руководил монтажом Игорь Триф.
Фильм затрагивает не только тему губительного действия наркотиков, но и тему роскоши, которые многие видят именно в этом счастье, и тему полицейского произвола, и тему расслоения общества на богатых и бедных, и растущее между ними непонимание, и тему святош православных, осуждающих, но не желающих помочь запутавшимся людям, но всё это преподнесено скомкано, маловыразительно, усыпительно.