Нет межнациональным дрязгам.
Евгений Шелякин, ранее работавший телевизионным сценаристом, дебютировал в 2014 году с сатирической трагикомедией «Ч/Б». В ней главные герои попадают в очень абсурдные и нелепые ситуации, вызывающие у зрителя и смех, и улыбку, и сочувствие к этим далеко не праведным мужчинам, один из которых – националист, другой – кавказский уголовник.
Алхана (Сергей Маковецкий), восточного авторитета, решил ограбить Ярик (Алексей Чадов), националист, потому что Алхан обманул при покупке квартиры девушку Ярика, и она осталась без жилья. Нурик-кавказец (Мераб Нинидзе), только что вышедший из тюрьмы, в которую он попал из-за предательства Алхана, тоже решил его ограбить. Столкнувшись, начав драться из-за украденной добычи, Нурик умирает от удара, который наносит ему его же ножом Ярик. И тут же Ярик обнаруживает, что он связанный сидит на катере. И появляется Нурик, который заявляет, что он по приказу загробного мира из-за своих грехов, обязан защищать пять дней своего убийцу от Алхана. И для этого у него есть телепортатор, который вставлен в его видеоигру. Но так как она старая, и в ней западает кнопка, то они постоянно попадают не в Москву, а в разные другие города.
Конечно, таких людей: ярого националиста и кавказского уголовника разделяет психологический барьер. И фильм показывает, что преодоление барьеров, предрассудков вполне достижимо в процессе общения, в совместном преодолении трудностей, встречающихся на пути, когда они оба начинают понимать внутреннюю сущность другого, и коренным образом оба меняют все свои взгляды и убеждения.
И Ярик, и Нурик сначала от обоюдной сквозящей ненависти еле терпят вынужденное общение, между ними постоянно возникают словесные стычки, в которых они оскорбляют друг друга. Ярик называет Нурика хачем, а Нурик Ярика – Васей и фашистом.
Постепенно, попадая в нелепые приключения, из которых, они, помогая друг другу, выпутываются. И Ярик, яростно ненавидящий кавказцев, а Нурика – вора, наглеца, мошенника, любящего щеголять в белоснежном костюме и красных мокасинах, тем более, вдруг осознаёт, что Нурик никакой не хачик и не зверь. Он обыкновенный мужчина, со сложным характером и суровой судьбой, и у него, как и у всех, есть и положительные черты и качества, и, конечно, отрицательные. И он также винит себя за прошлые ошибки, совершённые им по молодости из-за своей самонадеянной глупости. И он тоже хочет жить по совести. И его возмущает, как и всех людей, что ребята с Кавказа ведут себя вызывающе нагло, а, танцуя в любых местах лезгинку, пытаются таким образом самоутвердиться, доказать присутствующим, что не русские, а они, кавказцы, здесь хозяева жизни. И Ярик отходит от своих националистических убеждений, понимает, что не стоит судить людей по национальной принадлежности, потому что у каждой нации есть не только хорошие, но и плохие люди.
И Нурик, вынужденный находиться рядом и защищать Ярика, видит, что Ярик обыкновенный, но сильно запутавшийся парень, у которого постепенно открываются глаза, и он начинает понимать свои заблуждения, и, конечно, у него ещё всё впереди, и он всё поймёт, и все ошибки исправит. И между ними возникает настоящая симпатия, уважение друг к другу и товарищеская привязанность.
И, видя всё это на экране, и зритель, в свою очередь, проникается уважением и сочувствием к этим героям, и, конечно, фильм вызывает у зрителя тревожные раздумья, связанные с сегодняшними сложными межнациональными отношениями.
Да и остальные персонажи тоже дают понять, что каждый человек имеет свою особенность. Ведь даже у жестокого Алхана это есть. Он начитан, эрудирован, в разговоре использует цитаты из произведений писателей, философов. И он преследует Ярика и Нурика потому, что они украли уникальный артефакт из его богатейшей коллекции.
Этот актуальный, очень проникновенный и позитивный фильм пытается донести до зрителя без пафосных речей, без чтения морали, что никому не нужны межнациональные дрязги, а нужна дружба между всеми народами.
Фильм привлекает отличной игрой актёров, приятно было увидеть в роли старого фермера Кахи Кавсадзе, незабываемого Чёрного Абдуллу из уникальнейшего советского фильма «Белое солнце пустыни».
Кроме авантюрно-криминальной занимательной линии, в «Ч/Б» есть и сентиментально трогательные эпизоды, и весёлые шутки, и остроумные неожиданные приколы, и неожиданный финал, даже дающий надежду на продолжение этой занимательной истории.