«Недотыкомку серую умертви ты, ехидную», Или «Кутеповых – в звезды вместо Ходченковой!»
Я люблю фильмы по классике - особенно эпохи поэтов-символистов, помню экранизации Мережковского, но почти забыл эту картину.
Пересмотрел этот фильм Николая Досталя исключительно из-за Ксении Кутеповой, потрясшей меня в «Территории» тем, что из «никакого» персонажа (не представляю, как смог сценарист слепить главную женскую роль, в книге «журналистке Сергушовой» отведено не более пары страниц) она смогла сотворить если не героическую, то значимую героиню. В этом фильме Ксения Кутепова тоже на высоте, как и в «Территории», она играет в какой-то своеобычной манере, оживляя "серую скромницу" (по роману) Валерию. Если в "Территории" для меня стала "открытием" игра Ксении, то, пересматривая "Мелкого Беса", был потрясен и талантом Полины Кутеповой (Людмила).Сцены постепенного соблазнения «гимназиста Пыльникова» персонажем П. Кутеповой просто шедевральны. Как же мы все были избалованны хорошими актерскими работами, что еще в 1995 году не замечали таких ярких звезд? К сожалению. не способствовали и режиссеры - Полину Кутепову в дальнейшем ждали "Дальнобойщики" и "Штрафбат", в которых можно было блеснуть, но спасти которые было сложно. Пару лет назад, поглядывая краем глаза на очередной позор Ходченковой в "Острове везения" (а ведь всего две успешных роли, обе, у жестких режиссеров в "Благословите женщину" и "Шпион, выди вон"), я даже не думал, что есть актрисы, спосбоные вытащить и такое сценарное убожество.Теперь уверен - Кутеповы бы и "Остров везения" спасли, но у столичной тусни какие-то свои законы.
О других актерах прежде всего о Тарамаеве (главный герой, Передонов), этого не скажешь. За исключением Елистратова, виртуозно играющего невинного (невинную?) «девочку»-мальчика Пыльникова. И удачна находка режиссера, показавшего, как мелкие бесы скуки и похоти (в ряде исследований романа которых просто тьмы! считается, что именно это главные мелкие бесы) переселяются в Пыльникова из Ардальона Передонова.
Но все остальные играют так, словно снимаются не в трагичнейшей драме, а в гротеске. У Сологуба Передонов поначалу не выдает своего безумия, хотя и «дергает ногой» и «слышит беса». В том-то и дело, что, по роману, с виду герой вполне обычный провинциальный дворянин, «тянущий лямку» скучной службы учителя словесности. Только когда Варвара (И. Розанова, не ярко, но успешно сыгравшая) начинает шантажировать его «женитьбой с повышением» и начинаются странности с Пыльниковым, "чудачества" господина Передонова начинают проявляться все более дико: к примеру, он относит кота Варвары в цирюльню, а затем бреет его налысо сам. Но в связи с общим фарисейски-гуманным отношением к «страданиям животных на экране» в фильм этот эпизод не вошел. Но повторю, по мысли автора, Передонов в начале истории «такой как все». А в фильме он с первых кадров корчит жуткие рожи, пучит глаза, дерётся, подтверждая диагноз опасного параноида. Так что несмотря на финал, в фильме не происходит почти никакого РАЗВИТИЯ линии главного героя, РАСКРЫТИЯ его образа.
Возможно, актер и не виноват, а именно такой была установка режиссера решившего выпятить не столько трагедийную сумасшедший убил алкоголичку-шантажистку, что это за трагедия, "паадумаешь"! а гротескную составляющую романа, который слишком многослоен для экранизаций. Об этом можно было бы догадаться по откровенно балаганной музыке, лезущей в уши с первых минут. Задумывалось сие для контраста с церковным пением, но исполнено плохо.
Этот фильм любят сравнивать с экранизацией Валерием Фокиным «Превращения» Кафки, а мне при каждом просмотре вспоминается «Господин оформитель» Тепцова и посещает тоскливая мысль: если бы (каким-то чудом оставив Полину и Ксению Кутеповых в ролях Людмилы и Валерии Рутиловых!) роман Сологуба экранизировала бы та же творческая бригада, что и повесть Грина! Не то, чтоб Досталь режиссер слабее (хотя "Штрафбат" есть "Штрафбат"), но как не хватает Авилова и музыки Курехина!
Пересмотрел этот фильм Николая Досталя исключительно из-за Ксении Кутеповой, потрясшей меня в «Территории» тем, что из «никакого» персонажа (не представляю, как смог сценарист слепить главную женскую роль, в книге «журналистке Сергушовой» отведено не более пары страниц) она смогла сотворить если не героическую, то значимую героиню. В этом фильме Ксения Кутепова тоже на высоте, как и в «Территории», она играет в какой-то своеобычной манере, оживляя "серую скромницу" (по роману) Валерию. Если в "Территории" для меня стала "открытием" игра Ксении, то, пересматривая "Мелкого Беса", был потрясен и талантом Полины Кутеповой (Людмила).Сцены постепенного соблазнения «гимназиста Пыльникова» персонажем П. Кутеповой просто шедевральны. Как же мы все были избалованны хорошими актерскими работами, что еще в 1995 году не замечали таких ярких звезд? К сожалению. не способствовали и режиссеры - Полину Кутепову в дальнейшем ждали "Дальнобойщики" и "Штрафбат", в которых можно было блеснуть, но спасти которые было сложно. Пару лет назад, поглядывая краем глаза на очередной позор Ходченковой в "Острове везения" (а ведь всего две успешных роли, обе, у жестких режиссеров в "Благословите женщину" и "Шпион, выди вон"), я даже не думал, что есть актрисы, спосбоные вытащить и такое сценарное убожество.Теперь уверен - Кутеповы бы и "Остров везения" спасли, но у столичной тусни какие-то свои законы.
О других актерах прежде всего о Тарамаеве (главный герой, Передонов), этого не скажешь. За исключением Елистратова, виртуозно играющего невинного (невинную?) «девочку»-мальчика Пыльникова. И удачна находка режиссера, показавшего, как мелкие бесы скуки и похоти (в ряде исследований романа которых просто тьмы! считается, что именно это главные мелкие бесы) переселяются в Пыльникова из Ардальона Передонова.
Но все остальные играют так, словно снимаются не в трагичнейшей драме, а в гротеске. У Сологуба Передонов поначалу не выдает своего безумия, хотя и «дергает ногой» и «слышит беса». В том-то и дело, что, по роману, с виду герой вполне обычный провинциальный дворянин, «тянущий лямку» скучной службы учителя словесности. Только когда Варвара (И. Розанова, не ярко, но успешно сыгравшая) начинает шантажировать его «женитьбой с повышением» и начинаются странности с Пыльниковым, "чудачества" господина Передонова начинают проявляться все более дико: к примеру, он относит кота Варвары в цирюльню, а затем бреет его налысо сам. Но в связи с общим фарисейски-гуманным отношением к «страданиям животных на экране» в фильм этот эпизод не вошел. Но повторю, по мысли автора, Передонов в начале истории «такой как все». А в фильме он с первых кадров корчит жуткие рожи, пучит глаза, дерётся, подтверждая диагноз опасного параноида. Так что несмотря на финал, в фильме не происходит почти никакого РАЗВИТИЯ линии главного героя, РАСКРЫТИЯ его образа.
Возможно, актер и не виноват, а именно такой была установка режиссера решившего выпятить не столько трагедийную сумасшедший убил алкоголичку-шантажистку, что это за трагедия, "паадумаешь"! а гротескную составляющую романа, который слишком многослоен для экранизаций. Об этом можно было бы догадаться по откровенно балаганной музыке, лезущей в уши с первых минут. Задумывалось сие для контраста с церковным пением, но исполнено плохо.
Этот фильм любят сравнивать с экранизацией Валерием Фокиным «Превращения» Кафки, а мне при каждом просмотре вспоминается «Господин оформитель» Тепцова и посещает тоскливая мысль: если бы (каким-то чудом оставив Полину и Ксению Кутеповых в ролях Людмилы и Валерии Рутиловых!) роман Сологуба экранизировала бы та же творческая бригада, что и повесть Грина! Не то, чтоб Досталь режиссер слабее (хотя "Штрафбат" есть "Штрафбат"), но как не хватает Авилова и музыки Курехина!