Квентин Дорвард под маской Графа и красочная Бургундия.
При просмотре этого фильма (впервые снятого еще в немом черно-белом варианте еще в 1924 году, уже почти сто лет назад!), у всех любителей классической литературы неизбежно возникнет риторический вопрос: а это не плагиат?
Слишком уж все напоминает «Квентина Дорварда», лишь главный герой, благородный но нищий шотландец, заменен еще более благородным (если такое возможно) владетельным графом Робером де Невиллем (Жан Марэ). Однако сами французы – зачем им снимать про какого-то шотландца от какого-то Скотта! – писателя А. Депюи-Мазуэля, написавшего роман «Чудо с волками» (так в оригинале называется и фильм, но «Тайны бургундского двора» звучит как-то завлекательнее, не правда ли?) плагиатором вовсе не считают, хотя и написал он свою книгу через, опять же, добрую сотню лет после Вальтера Скотта.
Можно спорить. А можно согласиться с французами. И считать, что женитьба нищего шотландского телохранителя на благородной графине (в фильме её играет, к сожалению, мало снимавшаяся итальянка Розанна Скьяфинно) все же слишком фантастична по тем временам. Более естественно выдать её за графа. А вот само чудо с волками – прекрасная, самая сильная сцена в фильме, – вовсе не так и фантастично для второй половины XV века. Ведь тогда истово верили, что молитва всегда спасет – и не только от стаи голодных волков. Но логично и утверждение бургундских духовных лиц, высших прелатов церкви: «чудо-то оно чудо, но не от дьявола ли?» И вполне закономерен последовавший Божий Суд, ужасно нарушенный не злодеем де Сеннаком (артист Ги Делорм со своей роковой внешностью исправно поставляет зловещих противников благородным героям Марэ), а самим благородным графом.
Тем не менее, перед нами – очень красочная, «облагороженная» версия «Квентина Дорварда», украшенная Жаном Луи Барро в роли Людовика XI, Шарлем Буйо, играющим Оливье Ле Дена и Карлом Смелым, представленным зрителям артистом Роже Аненном. Великолепный дубляж прекрасных советских актеров и большая правдоподобность всей истории, чем в «Квентине».
Хотя с Божьим же Судом в финале картины, на мой взгляд, реально нечто странное, но тут нужно бы спросить богослова и теолога, а не «киноведа». Ведь на поединке Божьего Суда КАТЕГРОЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ любое другое оружие, кроме того, с которым поединщики вышли на ристалище. (Это, кстати, прекрасно подтверждает 1 серия отличного сериала о Брате Кадфаэле). И поэтому, когда благородный граф переломал все оружие злодея и благородно завопил – «дайте ему еще один меч!» – именно он нарушил этим криком все правила поединка. И должен бы быть признан проигравшим, раз не мог добить безоружного – того защищал Бог, не иначе!
Слишком уж все напоминает «Квентина Дорварда», лишь главный герой, благородный но нищий шотландец, заменен еще более благородным (если такое возможно) владетельным графом Робером де Невиллем (Жан Марэ). Однако сами французы – зачем им снимать про какого-то шотландца от какого-то Скотта! – писателя А. Депюи-Мазуэля, написавшего роман «Чудо с волками» (так в оригинале называется и фильм, но «Тайны бургундского двора» звучит как-то завлекательнее, не правда ли?) плагиатором вовсе не считают, хотя и написал он свою книгу через, опять же, добрую сотню лет после Вальтера Скотта.
Можно спорить. А можно согласиться с французами. И считать, что женитьба нищего шотландского телохранителя на благородной графине (в фильме её играет, к сожалению, мало снимавшаяся итальянка Розанна Скьяфинно) все же слишком фантастична по тем временам. Более естественно выдать её за графа. А вот само чудо с волками – прекрасная, самая сильная сцена в фильме, – вовсе не так и фантастично для второй половины XV века. Ведь тогда истово верили, что молитва всегда спасет – и не только от стаи голодных волков. Но логично и утверждение бургундских духовных лиц, высших прелатов церкви: «чудо-то оно чудо, но не от дьявола ли?» И вполне закономерен последовавший Божий Суд, ужасно нарушенный не злодеем де Сеннаком (артист Ги Делорм со своей роковой внешностью исправно поставляет зловещих противников благородным героям Марэ), а самим благородным графом.
Тем не менее, перед нами – очень красочная, «облагороженная» версия «Квентина Дорварда», украшенная Жаном Луи Барро в роли Людовика XI, Шарлем Буйо, играющим Оливье Ле Дена и Карлом Смелым, представленным зрителям артистом Роже Аненном. Великолепный дубляж прекрасных советских актеров и большая правдоподобность всей истории, чем в «Квентине».
Хотя с Божьим же Судом в финале картины, на мой взгляд, реально нечто странное, но тут нужно бы спросить богослова и теолога, а не «киноведа». Ведь на поединке Божьего Суда КАТЕГРОЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ любое другое оружие, кроме того, с которым поединщики вышли на ристалище. (Это, кстати, прекрасно подтверждает 1 серия отличного сериала о Брате Кадфаэле). И поэтому, когда благородный граф переломал все оружие злодея и благородно завопил – «дайте ему еще один меч!» – именно он нарушил этим криком все правила поединка. И должен бы быть признан проигравшим, раз не мог добить безоружного – того защищал Бог, не иначе!