Куда бежать от грохота современности?
Рене Клер вовсе не является моим любимым режиссером – слишком много у него откровенно проходных фильмов, но, думаю, картину «Ночные красавицы» можно назвать триумфом всей жизни этого режиссера. Это очень красивое, даже «эпическое» (несмотря на продолжительность 1 час 20 минут) кино, в котором речь идет о мечтах. О временах и о дамах «былых времен». Не случайно прекрасные актрисы играют каждая по две роли: Магали Вендейл позволяет нам увидеть и «современную» подругу главного героя и его неясную ночную мечту, очаровательную даму Сюзанну, «королеву светского Парижа» 1889 года. Мерилин Бьюфор играет и ничем не примечательную работницу почты, и мадам Бонасье (да-да, ту самую Констанцию!), Лоллобриджида дарит нам образ кассирши из 1952 года и «марокканской (алжирской) принцессы Лейлы». И все это – с великолепным Жераром Филипом на первом плане!
Жерар Филип в этом фильме (редкость для его карьеры) – вовсе не герой «без страха и упрека». Он мечтатель, наивный, неприспособленный к реальной жизни, даже немного трусоватый (редкость для ролей этого артиста): написав «год назад» оперу и ожидая ответ из Парижа он не продолжает работать, как герой Бельмондо в «Великолепном», а, из-за кризиса (вызванного грубыми реалиями «шума и грохота» современной жизни) уходит в свои приключенческие сны. Кстати, французы любят подобные сюжеты «ухода в иллюзии». Ведь именно Франция (и до некоторой степени Италия) сейчас только и хранят давнюю европейскую традицию: рассказы с похожей фабулой были у Кальдерона, Боккаччо. Ничего удивительного, что их идеи перешли и во французский кинематограф. С «Ночными красавицами» можно, в этом плане, сравнить и «Два мира» с Пульвордом и, особенно, «Великолепного»: эти два фильма особенно схожи, оба героя убегают от реальности, но если писатель у Бельмондо все же делает это осознанно, мстя на страницах книг своим врагам из «реала», то композитор Филипа воображает себя и офицером спаги в Алжире 1830 года, и революционером в 1789 году), но все же – «Ночные Красавицы» один из первых (и самых красивых) фильмов на эту тематику.
Несмотря на обилие красивейших и талантливых актрис, Жерар Филип особенно приковывает к себе внимание: ведь мы привыкли видеть в его исполнении героев без страха и упрека, в крайнем случае, смелого придумщика и задиру, как Фанфан-Тюльпан. Но в этом фильме его Клод даже в снах (в которых, по идее, ему все должно бы было удаваться) – то нелепый «революционер», влюблённый в дочь маркиза (и отправляющиеся из-за её защиты на гильотину), то трусоватый учитель музыки, убегающий от д’Артаньяна из-за поцелуев с Констанцией, то просто фанфарон-колонизатор, подсматривающий в подзорную трубу за влюбленной в него принцессой, но жутко опасающийся её братьев с огромными ножами… и даже ножницами для кастрации.
Одним словом, фильм не только красивый (несмотря на то, что черно-белый), но еще и очень смешной. Я бы отнес его к откровенно комедийному жанру. Ну а любителям исторических приключений «Ночные Красавицы» предложат несколько эпох на выбор – и когда было веселее жить, выясняйте сами!
Жерар Филип в этом фильме (редкость для его карьеры) – вовсе не герой «без страха и упрека». Он мечтатель, наивный, неприспособленный к реальной жизни, даже немного трусоватый (редкость для ролей этого артиста): написав «год назад» оперу и ожидая ответ из Парижа он не продолжает работать, как герой Бельмондо в «Великолепном», а, из-за кризиса (вызванного грубыми реалиями «шума и грохота» современной жизни) уходит в свои приключенческие сны. Кстати, французы любят подобные сюжеты «ухода в иллюзии». Ведь именно Франция (и до некоторой степени Италия) сейчас только и хранят давнюю европейскую традицию: рассказы с похожей фабулой были у Кальдерона, Боккаччо. Ничего удивительного, что их идеи перешли и во французский кинематограф. С «Ночными красавицами» можно, в этом плане, сравнить и «Два мира» с Пульвордом и, особенно, «Великолепного»: эти два фильма особенно схожи, оба героя убегают от реальности, но если писатель у Бельмондо все же делает это осознанно, мстя на страницах книг своим врагам из «реала», то композитор Филипа воображает себя и офицером спаги в Алжире 1830 года, и революционером в 1789 году), но все же – «Ночные Красавицы» один из первых (и самых красивых) фильмов на эту тематику.
Несмотря на обилие красивейших и талантливых актрис, Жерар Филип особенно приковывает к себе внимание: ведь мы привыкли видеть в его исполнении героев без страха и упрека, в крайнем случае, смелого придумщика и задиру, как Фанфан-Тюльпан. Но в этом фильме его Клод даже в снах (в которых, по идее, ему все должно бы было удаваться) – то нелепый «революционер», влюблённый в дочь маркиза (и отправляющиеся из-за её защиты на гильотину), то трусоватый учитель музыки, убегающий от д’Артаньяна из-за поцелуев с Констанцией, то просто фанфарон-колонизатор, подсматривающий в подзорную трубу за влюбленной в него принцессой, но жутко опасающийся её братьев с огромными ножами… и даже ножницами для кастрации.
Одним словом, фильм не только красивый (несмотря на то, что черно-белый), но еще и очень смешной. Я бы отнес его к откровенно комедийному жанру. Ну а любителям исторических приключений «Ночные Красавицы» предложат несколько эпох на выбор – и когда было веселее жить, выясняйте сами!