ЭТИ ДРУЗЬЯ ЕЩЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТРЕТЯТСЯ!
Сейчас, когда очень многие молодые зрители составляют своё мнение о том, стоит ли читать какого-либо «древнего» писателя на основе экранизаций их романов, очень удачно вышло, что я могу порекомендовать всем франко-итальянский вариант кинопрочтения одной из самых жестких новелл Жапризо – «Прощай, друг» от режиссера Ж. Эрмана.
Конечно, как и в других кинолентах по мотивам повестей и романов С. Жапризо, в этом фильме есть головоломная загадка, но, в отличие от тех же «Ведьм», «Женщины в очках и в автомобиле», «Убийц в спальном вагоне», «Ловушки для Золушки» и прочих известных романов и кинокартин, интеллектуальная шарада замыслов преступников сама по себе не является сюжетной осью произведения. Нет, конечно, военврачу Дино Баррану (Делон) предстоит не только спасаться от кулаков сурового отставного легионера Проппа (кумир тех лет В. Высоцкого, Чарльз Бронсон – причем, в этом фильме, Бронсон совсем молодой, без своих фирменных усов), но и разгадать обрекающую его на смерть головоломку от шикарных сестер-блондинок, но главным мотивом и новеллы, и фильма является все же (редкость для писателя!) – развитие дружбы между антиподами, хитрым воякой и врачом-интеллектуалом.
Между Проппом и Барраном нет ничего общего. Один – умен и осторожен, второй (герой Бронсона), скорее хитер (узнаваемо хитер, будь он русским, можно было бы сказать: «хитер природной мужицкой смекалкой»). Но их не роднит ничего… кроме одной «мелочи»: они оба успели серьезно повоевать в Алжире (причем, как можно догадываться из контекста и их «малых зарплат, которые Барран называет: «это не деньги, это денежные знаки!», - отнюдь не на стороне «победивших» де Голля и алжирцев, а на стороне OAS), оба испытывают чувство несправедливого поражения. Того. Что голлисткое правительство их предало, поэтому оба готовы на любые авантюры. Даже во вред этому правительству.
Причем именно «мужская дружба» и вовлечет героя Делона (как станет ясно ближе к финалу) в «чужое» преступление. Обратите внимание на их обмен фразами, когда герои уже поймут, что могут доверять друг другу (передаю по смыслу, но близко к тексту): «Так почему ты вписался из-за какого-то Моцарта? Ты его хорошо знал? - Нет, он умер, но я ему обещал».
И вот эти два простых без кавычек парня, герои проигранной войны, по милости слишком щепетильных представлений героя Делона о мужском товариществе, попадают в роскошно расставленную «на простака» ловушку белокурой красавицы Доменики Моро-Аустерлиц и её (сводной? – мы так никогда и не узнаем) сестры, Изабель Моро. И если Ольга Жорж-Пико (Изабелла) не слишком известная мировому зрителю (хотя с ролью в фильме справляется блестяще), то «звездная» героиня «Бума» Бриджитт Фоссе (Аустерлиц-«Ватерло»), являет нам с экрана образчик такого коварства, что в её сети попадают не только «простоватый» Пропп, но и интеллектуальный Дино Барран. И только в ловушке, оба понимают, что без поддержки друг друга им не выбраться (причем без поддержки вслепую – с того момента, как Проппа возьмет полиция, они оба смогут делать свои ходы лишь основываясь на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ о том, что делает друг).
В итоге мы получаем лихо закрученную, с превосходной игрой всех актеров (нельзя не отметить Бернара Фрессона, сыгравшего очень и очень неглупого инспектора), динамичную полицейскую драму. И пусть усложняет планы Доменик Аустерлиц, пусть расставляет ловушки инспектор Мэлути – верность в дружбе побеждает игру интеллекта (редчайший для Жапризо случай, кстати, когда интеллектуальные изыски пасуют перед «простым» чувством).
И, когда проницательный инспектор, вынужденный отпустить героев Бронсона и Делона «на свободу с чистой совестью», прозорливо восклицает: «они еще встретятся!» - мы ему верим. Остается лишь пожалеть, что Жаризо не стал «гнать вал», подобно нашим Донцовым или там «Поляковым» - я лично не отказался бы посмотреть или почитать и о продолжении похождений военврача Баррана и легионера Проппа. С другой стороны, если бы Жапризо решил «гнать вал» и писать о них дальше – скольких бы его шедевром мы бы лишились!
Крепкая и жесткая полицейская драма, 10 из 10
Конечно, как и в других кинолентах по мотивам повестей и романов С. Жапризо, в этом фильме есть головоломная загадка, но, в отличие от тех же «Ведьм», «Женщины в очках и в автомобиле», «Убийц в спальном вагоне», «Ловушки для Золушки» и прочих известных романов и кинокартин, интеллектуальная шарада замыслов преступников сама по себе не является сюжетной осью произведения. Нет, конечно, военврачу Дино Баррану (Делон) предстоит не только спасаться от кулаков сурового отставного легионера Проппа (кумир тех лет В. Высоцкого, Чарльз Бронсон – причем, в этом фильме, Бронсон совсем молодой, без своих фирменных усов), но и разгадать обрекающую его на смерть головоломку от шикарных сестер-блондинок, но главным мотивом и новеллы, и фильма является все же (редкость для писателя!) – развитие дружбы между антиподами, хитрым воякой и врачом-интеллектуалом.
Между Проппом и Барраном нет ничего общего. Один – умен и осторожен, второй (герой Бронсона), скорее хитер (узнаваемо хитер, будь он русским, можно было бы сказать: «хитер природной мужицкой смекалкой»). Но их не роднит ничего… кроме одной «мелочи»: они оба успели серьезно повоевать в Алжире (причем, как можно догадываться из контекста и их «малых зарплат, которые Барран называет: «это не деньги, это денежные знаки!», - отнюдь не на стороне «победивших» де Голля и алжирцев, а на стороне OAS), оба испытывают чувство несправедливого поражения. Того. Что голлисткое правительство их предало, поэтому оба готовы на любые авантюры. Даже во вред этому правительству.
Причем именно «мужская дружба» и вовлечет героя Делона (как станет ясно ближе к финалу) в «чужое» преступление. Обратите внимание на их обмен фразами, когда герои уже поймут, что могут доверять друг другу (передаю по смыслу, но близко к тексту): «Так почему ты вписался из-за какого-то Моцарта? Ты его хорошо знал? - Нет, он умер, но я ему обещал».
И вот эти два простых без кавычек парня, герои проигранной войны, по милости слишком щепетильных представлений героя Делона о мужском товариществе, попадают в роскошно расставленную «на простака» ловушку белокурой красавицы Доменики Моро-Аустерлиц и её (сводной? – мы так никогда и не узнаем) сестры, Изабель Моро. И если Ольга Жорж-Пико (Изабелла) не слишком известная мировому зрителю (хотя с ролью в фильме справляется блестяще), то «звездная» героиня «Бума» Бриджитт Фоссе (Аустерлиц-«Ватерло»), являет нам с экрана образчик такого коварства, что в её сети попадают не только «простоватый» Пропп, но и интеллектуальный Дино Барран. И только в ловушке, оба понимают, что без поддержки друг друга им не выбраться (причем без поддержки вслепую – с того момента, как Проппа возьмет полиция, они оба смогут делать свои ходы лишь основываясь на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ о том, что делает друг).
В итоге мы получаем лихо закрученную, с превосходной игрой всех актеров (нельзя не отметить Бернара Фрессона, сыгравшего очень и очень неглупого инспектора), динамичную полицейскую драму. И пусть усложняет планы Доменик Аустерлиц, пусть расставляет ловушки инспектор Мэлути – верность в дружбе побеждает игру интеллекта (редчайший для Жапризо случай, кстати, когда интеллектуальные изыски пасуют перед «простым» чувством).
И, когда проницательный инспектор, вынужденный отпустить героев Бронсона и Делона «на свободу с чистой совестью», прозорливо восклицает: «они еще встретятся!» - мы ему верим. Остается лишь пожалеть, что Жаризо не стал «гнать вал», подобно нашим Донцовым или там «Поляковым» - я лично не отказался бы посмотреть или почитать и о продолжении похождений военврача Баррана и легионера Проппа. С другой стороны, если бы Жапризо решил «гнать вал» и писать о них дальше – скольких бы его шедевром мы бы лишились!
Крепкая и жесткая полицейская драма, 10 из 10