Не лучший, но – из лучших «графов».
Если не сравнивать этот фильм с «шедевром на все времена» - экранизацией 1953 года с Жаном Марэ, - то фильм представляет собой не худший вид издевательства над Дюма. Пожалуй, что и лучший из всех, снятых позднее (особняком поставлю лишь наш сериал с Авиловым в главной роли) хотя и в нем наличествуют издевки над здравым смыслом: Гайде сделали негр пардон, афроевропейкой, таинственный и сдержанный граф Монте-Кристо (Чемберлен) рубится с Фернаном Мондего (Тони Кертис без джаза и девушек!) прямо на столе в палате Пэров Франции, ну да зато великолепны Вильфор (Луи Журдан) и Данглар (Д. Плезанс), прекрасно, "на нерве", выдержаны обе знаменитые «судебные сцены» - уголовный суд над Бенедетто-Кавальканти и суд пэров над Морсером с участием негр афроевропейки Гайде (всего пару лет продержавшаяся в мире кино французская актриса Изабель де Вальверт), совершенно шикарен в фильме аббат Фариа с его изобретениями и бредом несомненно, это лучший Фариа из всех экранизаций этого прекрасного романа, И он учит Дантеса именно уму-разуму, а вовсе не «тайному стилю боя», как в последующей экранизации.
Принято ругать Чемберлена за образ Дантеса Монте-Кристо, но тут я категорически не согласен с остальными кинокритиками. Дантес вполне мог поседеть в тюрьме (это даже и логично), а в остальном сдержанность актера (за исключением безумной сцены в палате пэров но тут уж сценаристы с режиссером покушали галлюциногенов - мне очень импонирует, таким и должен быть граф, скорее затворником, а не «человеком года», как Жан Марэ, и уж всяко не распутником с любовницей из высшего света, как Монте-Кристо от Депардье.
Так что образ главного героя вполне хорош, не будем зря ругать Чемберлена. У фильма есть другие недостатки, на которых стоит заострить внимание.
Конечно, в этой картине Дэвида Грина Монте-Кристо не прилетает в Париж на «вундревафле» в виде помеси «монгольфьера» с «цепеллином» (как в экранизации К. Рейнольдса), да и Марседес не совсем шлюховата, чтоб заявлять на каждом углу о том, что Альбер реально сын Дантеса (тот же фильм 2002 года). Это всё плюсы данного фильма. Но вот почему не показали главного в истории о мести Монте-Кристо, того, что помимо «страшных замыслов», он занимался и добрыми делами: нет в картине ни спасения торгового дома Моррель, (как нет ни Жюли ни Максимилиана и, соответственно, Валентины), ни вознаграждения опекавшему Фариа доброму тюремщику. А ведь без этих «малозначительных деталей», роман Дюма «Монте-Кристо» превращается в «Месть тупого Трансформера». А уж увидеть на экране красавца и благородного разбойника Вампу я давно перестал надеяться. Пусть Бертуччо и Джакопо в фильме неплохи, но они осмеливаются советовать и даже указывать (!) графу. Ирреально! Жаль.
Но, все же, большинство минусов фильма для меня перевешиваются отсутствием натурального идиотизма, отличной игрой актеров в ролях самого графа, Вильфора , Данглара и Мерседес, и тем, наконец, что эта экранизация если не изменяет склероз, - единственная, в которой постановщики и режиссер сжалились над несчастным героем в финале. Ведь для чего явно собирающемуся начать абсолютно НОВУЮ жизнь графу его СТАРАЯ любовь, любовь «умершего» Дантеса!? Но почти во все фильмах (кроме шедевра с Марэ, где этот момент скромно «замяли» за кадром) постановщики упрямо сватают ему поистрепавшуюся в высшем парижском свете Марседес, которую он помнит только чувствами умершего Дантеса? Ведь история - не о зомби! Если граф, упаси его Бог, свалится за борт со своей яхты после финальных титров, искать его станет беззаветно влюбленная Гайде, а Мерседес - вновь выйдет за лучшего друга или поспешит к Альберу. Дюма это понимал, постановщики нет.
Принято ругать Чемберлена за образ Дантеса Монте-Кристо, но тут я категорически не согласен с остальными кинокритиками. Дантес вполне мог поседеть в тюрьме (это даже и логично), а в остальном сдержанность актера (за исключением безумной сцены в палате пэров но тут уж сценаристы с режиссером покушали галлюциногенов - мне очень импонирует, таким и должен быть граф, скорее затворником, а не «человеком года», как Жан Марэ, и уж всяко не распутником с любовницей из высшего света, как Монте-Кристо от Депардье.
Так что образ главного героя вполне хорош, не будем зря ругать Чемберлена. У фильма есть другие недостатки, на которых стоит заострить внимание.
Конечно, в этой картине Дэвида Грина Монте-Кристо не прилетает в Париж на «вундревафле» в виде помеси «монгольфьера» с «цепеллином» (как в экранизации К. Рейнольдса), да и Марседес не совсем шлюховата, чтоб заявлять на каждом углу о том, что Альбер реально сын Дантеса (тот же фильм 2002 года). Это всё плюсы данного фильма. Но вот почему не показали главного в истории о мести Монте-Кристо, того, что помимо «страшных замыслов», он занимался и добрыми делами: нет в картине ни спасения торгового дома Моррель, (как нет ни Жюли ни Максимилиана и, соответственно, Валентины), ни вознаграждения опекавшему Фариа доброму тюремщику. А ведь без этих «малозначительных деталей», роман Дюма «Монте-Кристо» превращается в «Месть тупого Трансформера». А уж увидеть на экране красавца и благородного разбойника Вампу я давно перестал надеяться. Пусть Бертуччо и Джакопо в фильме неплохи, но они осмеливаются советовать и даже указывать (!) графу. Ирреально! Жаль.
Но, все же, большинство минусов фильма для меня перевешиваются отсутствием натурального идиотизма, отличной игрой актеров в ролях самого графа, Вильфора , Данглара и Мерседес, и тем, наконец, что эта экранизация если не изменяет склероз, - единственная, в которой постановщики и режиссер сжалились над несчастным героем в финале. Ведь для чего явно собирающемуся начать абсолютно НОВУЮ жизнь графу его СТАРАЯ любовь, любовь «умершего» Дантеса!? Но почти во все фильмах (кроме шедевра с Марэ, где этот момент скромно «замяли» за кадром) постановщики упрямо сватают ему поистрепавшуюся в высшем парижском свете Марседес, которую он помнит только чувствами умершего Дантеса? Ведь история - не о зомби! Если граф, упаси его Бог, свалится за борт со своей яхты после финальных титров, искать его станет беззаветно влюбленная Гайде, а Мерседес - вновь выйдет за лучшего друга или поспешит к Альберу. Дюма это понимал, постановщики нет.