Последний шедевр в жанре боевика? Или: «они чувствовали, что он негодяй, что его руки созданы для того, чтобы бить, а на его лице никогда не появляется улыбка» (с), Дональд Уэстлейк.
Наверное, «Расплата» - последний реально крутой боевик Голливуда уровня «Моря Любви» с Аль Пачино, «Плохого Лейтенанта» Феррары, «Запретных тем» с Бронсоном и других шедевров конца прошлого века. И это несмотря на то, что, после закрытого просмотра режиссерской версии, голливудские боссы и продюсеры ужаснувшись количеству сцен насилия, уволили к чертям режиссера Хелгеленда и пересняли более трети фильма.
Фильм снят по первой повести знаменитого цикла Дональда Уэстлейка (писавшего серию под псевдонимом Ричард Старк) про сурового грабителя банков Паркера, «убивающего, только когда нет другого выхода», - «Охотник» или «Преследователь» (что поделать, у переводчиков разные вкусы). Причем в работе над сценарием, до скандала с постановщиком Брайаном Хелгелендом и его увольнения, принимал участие и сам писатель. Ну а Мэл Гибсон настолько вошел в роль, что совершенно непонятно, зачем было переименовывать Паркера в Портера.
Фильм жестокий, но я бы не ставил на него никакого рейтинга. Даже «13+». Конечно, первоклашкам рановато смотреть на то, как «герой» бьет жену (актриса Дебора Ангер, играющая Линн, получила при съемках этой сцены натуральный перелом челюсти) или садистки допрашивает «шестерок» мафии, между делом, обрывая им уши. Но вот как раз 12-13 летним ребятам, закормленным нынче «сладко-сопливым», выдуманным «насилием» фильмов по «MARVEL» (и оттого его ничуть не боящихся) не мешало бы посмотреть, каково оно, насилие-то, на самом деле. Большинство сцен снято настолько реалистично – и даже натуралистично, – что самый глупый поймет: больно это, когда так бьют, страшно это – бить так самому.
В комментариях некоторые посетители сайта негодуют на «открытый конец». Но, в общем, раз уж Паркер («после дела он набрасывался на женщин как поживший отшельником сатир») уехал с дамой, конец вполне понятен – вылечится и набросится на свою спутницу, как Рокко Сиффреди какой. Хотя мне лично непонятно другое: с помощью каких нанотехнологий можно «вылечить» размозженные железной кувалдой пальцы (по книге Паркер лишь получает пулю в живот, от которой его спасает стальная пряжка ремня, и не позволяет себя захватывать в плен для каких-то там пыток). Но самое смешное, что в фильме нет настоящего конца истории – видимо, кому-то показалось несправедливым, что продажные копы смогут отобрать у Паркера деньги. Оригинальная же история «Охотника» заканчивается так: Паркер побеждает мафию при помощи мафии же (еще одна исчезнувшая «изюминка», которой нет в фильме, – встречаясь с заместителем Криса Кристофферсона, «то есть главаря мафии Бронсона», герой задает «невинный» вопрос: «а кто возглавит Синдикат, если я устраню нынешнего босса?»), получает от Бронсона деньги, после чего его обыскивает на вокзале совершенно случайно заподозривший в нем наркоторговца коп – и оставшемуся без копейки Паркеру приходится-таки грабить мафиозное казино, чтоб получить «свои» деньги.
Почему всё это не вошло в фильм – я не знаю. Но кинокартина прекрасная и без этих «лакун». 10 из 10, любителям жестких боевиков смотреть однозначно.
Фильм снят по первой повести знаменитого цикла Дональда Уэстлейка (писавшего серию под псевдонимом Ричард Старк) про сурового грабителя банков Паркера, «убивающего, только когда нет другого выхода», - «Охотник» или «Преследователь» (что поделать, у переводчиков разные вкусы). Причем в работе над сценарием, до скандала с постановщиком Брайаном Хелгелендом и его увольнения, принимал участие и сам писатель. Ну а Мэл Гибсон настолько вошел в роль, что совершенно непонятно, зачем было переименовывать Паркера в Портера.
Фильм жестокий, но я бы не ставил на него никакого рейтинга. Даже «13+». Конечно, первоклашкам рановато смотреть на то, как «герой» бьет жену (актриса Дебора Ангер, играющая Линн, получила при съемках этой сцены натуральный перелом челюсти) или садистки допрашивает «шестерок» мафии, между делом, обрывая им уши. Но вот как раз 12-13 летним ребятам, закормленным нынче «сладко-сопливым», выдуманным «насилием» фильмов по «MARVEL» (и оттого его ничуть не боящихся) не мешало бы посмотреть, каково оно, насилие-то, на самом деле. Большинство сцен снято настолько реалистично – и даже натуралистично, – что самый глупый поймет: больно это, когда так бьют, страшно это – бить так самому.
В комментариях некоторые посетители сайта негодуют на «открытый конец». Но, в общем, раз уж Паркер («после дела он набрасывался на женщин как поживший отшельником сатир») уехал с дамой, конец вполне понятен – вылечится и набросится на свою спутницу, как Рокко Сиффреди какой. Хотя мне лично непонятно другое: с помощью каких нанотехнологий можно «вылечить» размозженные железной кувалдой пальцы (по книге Паркер лишь получает пулю в живот, от которой его спасает стальная пряжка ремня, и не позволяет себя захватывать в плен для каких-то там пыток). Но самое смешное, что в фильме нет настоящего конца истории – видимо, кому-то показалось несправедливым, что продажные копы смогут отобрать у Паркера деньги. Оригинальная же история «Охотника» заканчивается так: Паркер побеждает мафию при помощи мафии же (еще одна исчезнувшая «изюминка», которой нет в фильме, – встречаясь с заместителем Криса Кристофферсона, «то есть главаря мафии Бронсона», герой задает «невинный» вопрос: «а кто возглавит Синдикат, если я устраню нынешнего босса?»), получает от Бронсона деньги, после чего его обыскивает на вокзале совершенно случайно заподозривший в нем наркоторговца коп – и оставшемуся без копейки Паркеру приходится-таки грабить мафиозное казино, чтоб получить «свои» деньги.
Почему всё это не вошло в фильм – я не знаю. Но кинокартина прекрасная и без этих «лакун». 10 из 10, любителям жестких боевиков смотреть однозначно.