Юная голоногая истеричка в халатике, рекламирующая «танебёрд».
Никогда не думал, что французы смогут снять фильм по культовому роману Великого французского писателя хуже, чем это сделали «яркие представители киноиндустрии РФ» в 2001 году – Олег Бабицикий, Антон Окуджава и артисты Эм. Виторган и Т. Кузнецова. Эта кинокартина едва не преподнесла мне такое открытие. Впрочем, в ленте молодого режиссера Жоана Сфара, отметившимся ранее вполне неплохим «байоликом» «Генсбур – любовь хулигана» и удачным «Котом раввина», все же присутствует талантливая операторская работа (Манюэль Дакоссе). Чем еще этот фильм лучше картины Бабицкого?
Пожалуй, двадцати двухлетняя шотландка Фрейя Мавор, «пройдя практику» в ужасном сериале «Белая Королева», выглядит на экране красивей и убедительней Татьяны Кузнецовой. Да и по возрасту она ближе к Дани из романа Жапризо (и даже ближе, чем Саманта Эггар из франко-американского фильма Анатоля Литвака). Только вот играет Фрейя Мавор, - как, впрочем, и Татьяна Кузнецова, - вовсе не скромную умницу Дани, а длинноногую (чему помогают супер-мини халатики, едва прикрывающие трусы или их отсутствие), вполне сумасшедшую уже в начале фильма, когда её героиню еще не сводили с ума бесчисленные «ложные узнавания», разговаривающую с самой собой и страдающую прогрессирующим раздвоением личности, истеричку (это если ставить «щадящий» диагноз). Правда, она не видит никаких зомби, как Дани у Бабицкого. Это плюс. Во всем остальном «Дани» от Фрейи Мавор и Сфары больше напоминает «лже-Дани» от Бабицкого и Кузнецовой, чем героиню идеального психологически выверенного, привлекающего загадочной, но детально продуманной интригой романа Жапризо.
Ну а кроме этой фальшивой, совершенно не «книжной» Дани нам почти никого и не показывают. Так что история её взаимоотношений с Анитой (в которых – соль интриги!) вообще остается за кадром и зрителю неизвестно, кого там вообще играет Стейси Мартин. Тем паче, что эту, никак не менее талантливую, чем юная Мавор, актрису нам показывают лишь в паре минутных эпизодов. В итоге, Дани (которую как раз показывают все время, в ущерб даже тем, кто помогал ей на её пути) предстает полудурочной девицей, из пубертатского хулиганства решившей умыкнуть машину шефа для поездки на Юг, и с подростковым бурлением гормонов в крови отдающуюся первому встречному проходимцу (это чтоб облизывающийся Сфара смог снять ряд условно-эротических сцен).
Вообще, чем дольше смотришь фильм, тем больше создается впечатление, что перед нами не экранизация психологического триллера, а затянутый рекламный ролик, в котором безумная девица зачем-то рекламирует нам форд-«таненбёрд» 1966 года выпуска. Видимо, сорока четырехлетний Сфара настолько увлекся её симпатичным личиком и стройными (по молодости) ножками, что решил, что все остальные персонажи Жапризо вовсе не важны для его истории. Самое же печальное, что, при всей заслуженной критике киноленты Литвака 1971 года, даже американка Эггар умудрилась всё же показать Дани как умную, психически устойчивую (в сравнении с героиней Мавор) девушку, которой удается самой распутать выпавшие на её долю заключения и победить! В этом фильме, судя по финалу (Дани ни о чем не догадалась заранее и не составила отчет для полиции), героине будет грозить пожизненное заключение за пару убийств.
Если она не утонет, когда пройдут титры – ибо в киноленте Сфары столько непростительных для мировых стандартов ляпов, что это вполне может случиться. Так, режиссер ни у кого не проконсультировался, что бывает, когда человек ломает запястье. И некому было сказать Мавор, что со сломанным запястьем, адски больно даже просто шевелить пальцами, а уж махать рукой в танцах или эротических этюдах, или держать в сломанной руке поднос или руль - невозможно.
В итоге, когда, на последних минутах фильма, придурочная (стараниями режиссера или актрисы?) дева ныряет – вполне вероятно, что на поверхность одной рукой-то она и не выгребет. Ну а злодей, подсовывающий ей труп и ружье на людной автозаправке (вместо того, чтоб выждать, как в книге, момент, когда Дани уйдет от машины разбираться с проходимцем в заросли) – это просто лишнее свидетельство, что на логику романа Жапризо режиссеру было плевать.
Рекомендовать фильм могу только тем, кто любит смотреть про не слишком осмысленные приключения сумасшедших девиц и не читал (и не собирается читать) роман. А лучше посмотрите картину Литвака с Оливером Ридом и Самантой Эггар – там есть, что критиковать, но к Жапризо и понятию «триллер» эта давнишняя кинолента все же ближе.
Пожалуй, двадцати двухлетняя шотландка Фрейя Мавор, «пройдя практику» в ужасном сериале «Белая Королева», выглядит на экране красивей и убедительней Татьяны Кузнецовой. Да и по возрасту она ближе к Дани из романа Жапризо (и даже ближе, чем Саманта Эггар из франко-американского фильма Анатоля Литвака). Только вот играет Фрейя Мавор, - как, впрочем, и Татьяна Кузнецова, - вовсе не скромную умницу Дани, а длинноногую (чему помогают супер-мини халатики, едва прикрывающие трусы или их отсутствие), вполне сумасшедшую уже в начале фильма, когда её героиню еще не сводили с ума бесчисленные «ложные узнавания», разговаривающую с самой собой и страдающую прогрессирующим раздвоением личности, истеричку (это если ставить «щадящий» диагноз). Правда, она не видит никаких зомби, как Дани у Бабицкого. Это плюс. Во всем остальном «Дани» от Фрейи Мавор и Сфары больше напоминает «лже-Дани» от Бабицкого и Кузнецовой, чем героиню идеального психологически выверенного, привлекающего загадочной, но детально продуманной интригой романа Жапризо.
Ну а кроме этой фальшивой, совершенно не «книжной» Дани нам почти никого и не показывают. Так что история её взаимоотношений с Анитой (в которых – соль интриги!) вообще остается за кадром и зрителю неизвестно, кого там вообще играет Стейси Мартин. Тем паче, что эту, никак не менее талантливую, чем юная Мавор, актрису нам показывают лишь в паре минутных эпизодов. В итоге, Дани (которую как раз показывают все время, в ущерб даже тем, кто помогал ей на её пути) предстает полудурочной девицей, из пубертатского хулиганства решившей умыкнуть машину шефа для поездки на Юг, и с подростковым бурлением гормонов в крови отдающуюся первому встречному проходимцу (это чтоб облизывающийся Сфара смог снять ряд условно-эротических сцен).
Вообще, чем дольше смотришь фильм, тем больше создается впечатление, что перед нами не экранизация психологического триллера, а затянутый рекламный ролик, в котором безумная девица зачем-то рекламирует нам форд-«таненбёрд» 1966 года выпуска. Видимо, сорока четырехлетний Сфара настолько увлекся её симпатичным личиком и стройными (по молодости) ножками, что решил, что все остальные персонажи Жапризо вовсе не важны для его истории. Самое же печальное, что, при всей заслуженной критике киноленты Литвака 1971 года, даже американка Эггар умудрилась всё же показать Дани как умную, психически устойчивую (в сравнении с героиней Мавор) девушку, которой удается самой распутать выпавшие на её долю заключения и победить! В этом фильме, судя по финалу (Дани ни о чем не догадалась заранее и не составила отчет для полиции), героине будет грозить пожизненное заключение за пару убийств.
Если она не утонет, когда пройдут титры – ибо в киноленте Сфары столько непростительных для мировых стандартов ляпов, что это вполне может случиться. Так, режиссер ни у кого не проконсультировался, что бывает, когда человек ломает запястье. И некому было сказать Мавор, что со сломанным запястьем, адски больно даже просто шевелить пальцами, а уж махать рукой в танцах или эротических этюдах, или держать в сломанной руке поднос или руль - невозможно.
В итоге, когда, на последних минутах фильма, придурочная (стараниями режиссера или актрисы?) дева ныряет – вполне вероятно, что на поверхность одной рукой-то она и не выгребет. Ну а злодей, подсовывающий ей труп и ружье на людной автозаправке (вместо того, чтоб выждать, как в книге, момент, когда Дани уйдет от машины разбираться с проходимцем в заросли) – это просто лишнее свидетельство, что на логику романа Жапризо режиссеру было плевать.
Рекомендовать фильм могу только тем, кто любит смотреть про не слишком осмысленные приключения сумасшедших девиц и не читал (и не собирается читать) роман. А лучше посмотрите картину Литвака с Оливером Ридом и Самантой Эггар – там есть, что критиковать, но к Жапризо и понятию «триллер» эта давнишняя кинолента все же ближе.