«Неделание зла, достижение добра, очищение своего ума – учение просветленных»
Чтобы получше понять этот фильм, сначала решила разобраться, кто такой вообще этот Далай-лама. Так вот, возможно, это поможет и читающему эту рецензию, попробую коротко написать, что я узнала об этом. Оказывается, лама имеет значение гуру, то есть учитель. Далай-лама – это перевоплощение бодхисаттвы Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Авалокитешвара – это имя монаха, давшего обет спасти всех людей от сансары, то есть от бесконечных перевоплощений. Бодхисаттва – человек, принявший решение стать буддой, то есть стать «просветлённым», человеком, достигшим наиболее высокого духовного совершенствования, для блага всех существ. Я поняла так, что этот монах Авалокитешвара достиг состояния просветления, стал духовно совершенным, то есть буддой, и решил не уходить в нирвану, не прекращать перевоплощаться, а наоборот, продолжить перевоплощаться, чтобы помочь людям избавиться от перевоплощений. Но как эта помощь происходит? Уже в четырнадцатый раз Авалокитешвара перевоплощается, но как увидеть, кому он помог уйти в нирвану? В общем, для меня буддизм – тёмный лес.
После смерти предыдущего Далай-ламы, а первый Далай-лама появился в 1578 году, монахи ищут его следующее воплощение, то есть инкарнацию, ребёнка, который обладать должен отличительными признаками и пройти тесты, и тогда монахи понимают, что дух Авалокитешвары переселился в тело этого ребёнка. Потом этого ребёнка перевозили в Лхасу, столицу Тибета, где его обучали опытные ламы, и он становился духовным лидером Тибета.
А теперь вернусь к фильму.
Когда Мартин Сорсезе решил снять фильм о юных годах Четырнадцатого Далай-ламы, Тэнцзин Гьямцхо, то это, естественно, вызвало недоумение. Появившийся фильм под названием «Кундун», это означает «океан мудрости», так Далай-ламу называли потомки Чингисхана, сразу же отнесли к самым нетипичным фильмам Скорсезе среди остальных его нетипичных фильмов.
Скорсезе в детстве был служкой в церкви католической, он изучал углублённо религию, даже хотел стать священником, но возникли сомнения в религиозных доктринах, в результате появился скептицизм к церковникам, и стал он классным режиссёром. Но в своих фильмах, в тех же «Злых улицах» и «Славных парнях», он проводит осмысление греха и его искупления. По-видимому, Мартину заложенные в детстве основы веры не давали покоя, и он захотел снять картину о священниках. Заинтересовавшись тибетским буддизмом, решил снять фильм о его лидере Далай-ламе XIV, о его детстве, юношестве и его вынужденном уходе в Индию. Существует мнение, что в эту картину он вносит свои взгляды на сострадание и милосердие. Этот фильм – оборотная сторона его картины «Бешеный бык», так как примитивной силе, разрушающей и себя, и окружающих в «Бешеном быке», противопоставляется утихомирившая мудрость, распространяющая доброту в «Кундуне». И фильм этот не вызывает религиозную скандальность, которую вызвала его картина «Последнее искушение Христа».
Далай-лама очень загадочная личность, а Далай-лама XIV, который оказался связан с историческими событиями, изменившими судьбу Тибета, тем более интересен.
Начинается фильм с показа детских лет мальчика Лхамо, родившегося через два года после смерти в 1933 году предыдущего Далай-ламы Тринадцатого. Родился любознательный мальчик в бедной крестьянской семье девятым ребёнком, а всего в этой семье родилось шестнадцать детей, а выжили только семь. Потом появляются монахи, обращают внимание на мальчика, который, когда они уходят, плачет, потому что тоже рвётся в Лхасу. Мальчик не знает ещё, что уготована ему особая жизнь: суждено ему в пятнадцать лет стать не только духовным, но и светским тибетским правителем, проповедующим милосердие, терпимость, неделание зла.
Через два года монахи возвращаются, раскладывают перед ним вещи, принадлежащие, по-видимому, предыдущему Далай-ламе, и он твердит, беря вещь: «Моё!» Так монахи понимают, что Лхамо и есть реинкарнация Далай-ламы X111. Его забирают в монастырь, и начинается обучение. В 1949 году в Тибет вторгаются китайские войска, и Далай-лама XIV девять лет пытается добиться мирного сосуществования с Китаем. Но как этого добиться, если председатель Китайской Народной Республики Мао Цзедун считает религию ядом? Что сделать может человек, никогда не видевший насилия и зла, и беспомощно призывающий к ненасилию? Конечно, из этого ничего не получается, и Далай-лама XIV вынужден тайно уехать из Тибета в 1959 году в Индию в Дхарамсал, где пришлось обосноваться изгнанному Тибетскому правительству.
Скорсезе расправы китайцев прямолинейно демонстрировать не стал, он, используя виртуозно приёмы монтажа, все бесчинства, содеянные китайскими властями, в сны Далай-ламы XIV отправил. Видя, как на глазах разваливается Тибет, долгие века бывший независимым государством со своим богатым наследием, бытом, культурой, наслаждавшееся своим покоем и тишиной, трудно не переживать и не сочувствовать.
Этот спокойный с необыкновенно красивыми пейзажами, с великолепной музыкой композитора Филиппа Гласса, вызывающий размышления фильм, конечно, понравится интересующимся культурой Тибета, его историей и жизнью ещё и сейчас живущего Далай-ламы XIV, который и создание этого фильма поддержал.
После смерти предыдущего Далай-ламы, а первый Далай-лама появился в 1578 году, монахи ищут его следующее воплощение, то есть инкарнацию, ребёнка, который обладать должен отличительными признаками и пройти тесты, и тогда монахи понимают, что дух Авалокитешвары переселился в тело этого ребёнка. Потом этого ребёнка перевозили в Лхасу, столицу Тибета, где его обучали опытные ламы, и он становился духовным лидером Тибета.
А теперь вернусь к фильму.
Когда Мартин Сорсезе решил снять фильм о юных годах Четырнадцатого Далай-ламы, Тэнцзин Гьямцхо, то это, естественно, вызвало недоумение. Появившийся фильм под названием «Кундун», это означает «океан мудрости», так Далай-ламу называли потомки Чингисхана, сразу же отнесли к самым нетипичным фильмам Скорсезе среди остальных его нетипичных фильмов.
Скорсезе в детстве был служкой в церкви католической, он изучал углублённо религию, даже хотел стать священником, но возникли сомнения в религиозных доктринах, в результате появился скептицизм к церковникам, и стал он классным режиссёром. Но в своих фильмах, в тех же «Злых улицах» и «Славных парнях», он проводит осмысление греха и его искупления. По-видимому, Мартину заложенные в детстве основы веры не давали покоя, и он захотел снять картину о священниках. Заинтересовавшись тибетским буддизмом, решил снять фильм о его лидере Далай-ламе XIV, о его детстве, юношестве и его вынужденном уходе в Индию. Существует мнение, что в эту картину он вносит свои взгляды на сострадание и милосердие. Этот фильм – оборотная сторона его картины «Бешеный бык», так как примитивной силе, разрушающей и себя, и окружающих в «Бешеном быке», противопоставляется утихомирившая мудрость, распространяющая доброту в «Кундуне». И фильм этот не вызывает религиозную скандальность, которую вызвала его картина «Последнее искушение Христа».
Далай-лама очень загадочная личность, а Далай-лама XIV, который оказался связан с историческими событиями, изменившими судьбу Тибета, тем более интересен.
Начинается фильм с показа детских лет мальчика Лхамо, родившегося через два года после смерти в 1933 году предыдущего Далай-ламы Тринадцатого. Родился любознательный мальчик в бедной крестьянской семье девятым ребёнком, а всего в этой семье родилось шестнадцать детей, а выжили только семь. Потом появляются монахи, обращают внимание на мальчика, который, когда они уходят, плачет, потому что тоже рвётся в Лхасу. Мальчик не знает ещё, что уготована ему особая жизнь: суждено ему в пятнадцать лет стать не только духовным, но и светским тибетским правителем, проповедующим милосердие, терпимость, неделание зла.
Через два года монахи возвращаются, раскладывают перед ним вещи, принадлежащие, по-видимому, предыдущему Далай-ламе, и он твердит, беря вещь: «Моё!» Так монахи понимают, что Лхамо и есть реинкарнация Далай-ламы X111. Его забирают в монастырь, и начинается обучение. В 1949 году в Тибет вторгаются китайские войска, и Далай-лама XIV девять лет пытается добиться мирного сосуществования с Китаем. Но как этого добиться, если председатель Китайской Народной Республики Мао Цзедун считает религию ядом? Что сделать может человек, никогда не видевший насилия и зла, и беспомощно призывающий к ненасилию? Конечно, из этого ничего не получается, и Далай-лама XIV вынужден тайно уехать из Тибета в 1959 году в Индию в Дхарамсал, где пришлось обосноваться изгнанному Тибетскому правительству.
Скорсезе расправы китайцев прямолинейно демонстрировать не стал, он, используя виртуозно приёмы монтажа, все бесчинства, содеянные китайскими властями, в сны Далай-ламы XIV отправил. Видя, как на глазах разваливается Тибет, долгие века бывший независимым государством со своим богатым наследием, бытом, культурой, наслаждавшееся своим покоем и тишиной, трудно не переживать и не сочувствовать.
Этот спокойный с необыкновенно красивыми пейзажами, с великолепной музыкой композитора Филиппа Гласса, вызывающий размышления фильм, конечно, понравится интересующимся культурой Тибета, его историей и жизнью ещё и сейчас живущего Далай-ламы XIV, который и создание этого фильма поддержал.