Месть обманутой женщины страшна.
Этот фильм датского режиссёра Ларса фон Триера является первым, в котором рассматривается духовная, внутренняя природа женщины, её сущность. Позже на эту же тему Триер снимет такие потрясающие фильмы, как «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль». Но первый этот фильм тоже очень сильный, и начинать, наверное, просмотр работ Ларса Триера надо с этого фильма, который, по его же словам, стал открытием для него самого.
Древнегреческий миф о Медее, которая была царевной Колхиды, волшебницей и женой аргонавта Ясона, является историей, содержащей измену и подтасовку фактов. Медея, безумно полюбив Ясона, при помощи зелий и волшебных чар помогла ему из родной своей Колхиды золотое руно похитить, а потом бежала вместе с ним в Грецию из Колхиды. А Ясон, спустя годы, решил жениться на Главке, юной дочери царя Коринфа, пообещавшего ему в этом случае возможность стать царём. Медея в ответ на измену мужа убила и соперницу Главку, и её отца Креонта. Взбешённые горожане убили её детей и подкупили Эврипида, древнегреческого драматурга, чтобы он в мифе написал, что это Медея сама убила своих детей, таким образом, они хотели смыть клеймо детоубийства с себя.
Карл Теодор Дрейер, датский режиссёр, заворожённый таким женским образом, который был в трагедийном мифе Эврипида, написал в середине двадцатого века мощный и лаконичный сценарий, но фильм по нему не снял. И тогда Ларс старательно воплотил нереализованный замысел Дрейера, своего учителя, в своём фильме, который он снял, подражая стилю Карла Дрейера по сценарию уже написанному Карлом для показа по телевидению.
У Медеи (Керстен Олесен) было всё когда-то: и молодость, и красота, и любящий её муж Ясон (Удо Кир), и двое милых детей. Но неумолимое, жестокое время многое меняет. Вот и у Медеи молодость прошла, и муж её покинул, чтобы жениться на молоденькой, хорошенькой Главке, дочери царя Креонта (Хеннинг Янсен), ведь тогда он получит практически неоспоримую, абсолютную власть и сильное могущество. А Медея с детьми теперь живёт на каком-то болоте в домишке убогом. А из-за страха перед нею требуют, чтобы она покинула царство. Медея просит дать ей разрешение остаться ещё на один день. Внутри покинутой Медеи бурлят множество чувств – это и обида, и отчаяние, и злоба, и ненависть. А ещё и любовь остаётся в её сердце. И она делает попытку вернуть Ясона, но он её отвергает, да ещё и оскорбляет, называя её шлюхой. И, естественно, она ему собирается отомстить, сделать ему также больно, как больно ей. Она убивает и Главку, и царя Креонта, пытавшегося помочь умирающей дочери. Но этих смертей ей было недостаточно, и она убивает собственных детей, а это, конечно, у любого зрителя вызывает ужас. Особенно потрясает сцена, в которой старший ребёнок помогает матери младшего убить, а потом, по сути, сам себя убивает. Эта сцена по-настоящему душераздирающая, она долго стоит перед глазами, и подобной сцены, вызывающей столько горькой боли, ни в одном фильме я ещё не видела.
В картине этой нет каких-нибудь радикальных переосмыслений мифа, в ней режиссёр не стал использовать новаторские трактовки, которые шли бы вразрез с принятым традиционным пониманием сюжета этого мифа, он лишь происходящие действия перенёс из древней Греции в северное средневековье.
В этом фильме зритель переживает трагедию брошенной женщины, которая убивает собственных детей. Когда-то счастливая и добрая женщина, любящая своих детей, превращается в жестокого монстра, которая жаждет мести. Режиссёр пытается проникнуть в сущность Медеи, понять её мысли и переживания. У Триера было всегда особое отношение к эмансипации, к проблемам конфликта между матриархальными и патриархальными ценностями, да и вообще к женской психологии. Во всех его фильмах показывается исключительный характер женщины, мощь и сила которого парадоксальным образом чаще всего заключена в податливости женщины и душевной её слабости. И ничего нет удивительного в том, что древняя история о женщине, которая поставила своё желание мести выше жизни её детей, заинтересовала Ларса фон Триера. Ведь эта историю иллюстрирует довольно ярко неоднозначность женского характера в том именно свете, в котором видеть это привык Ларс.
Образ Медеи – это кипящий котёл, в котором бурлят зависть, ревность, жестокосердие напополам с силой воли, решительностью и принципиальностью. Её обуревает беспощадная месть, порождённая отчаянием, именно отчаяние привело к возникновению безумной жестокости. Медея полутонов не признаёт. Любовь – белое, а измена – чёрное. Она любила до самопожертвования, но ею пренебрегли, поэтому вместо пламени любви разгорелось такой же силы пламя ненависти, она впала в ярость. И в то время не прощали, а мстили, потому что те, кто прощали, признавались слабаками, а таких следовало побеждать. Но Медея не относится к слабакам, и поэтому она не должна прощать. К тому же она обладает колдовскими способностями, она почти божество, способное как миловать, так и казнить.
Гипнотический эффект и мрачная тягучая атмосфера, создаваемая колеблющейся, тусклой картинкой, являются оправданным способом для визуализации в фильме человеческих страданий. С первых же минут, хотя действие развивается размеренно, ощущается боль и горе предстоящей истории, но, как и во всех фильмах Триера, весь трагизм разыгрывается в последних двадцати минутах фильма.
Игра артистов очень проникновенная. Удо Кир имеет очень подходящую внешность, чтобы играть средневековых рыцарей, поэтому ему удалось превосходно воплотить образ Ясона, особенно его отчаяние, боль, когда он увидел своих мёртвых детей. И Кирстен Олесен очень хороша была в образе постаревшей Медеи, сосредоточенной на своём горе и мести.
Фильм стоит смотреть не только женщинам, которых предал муж, но, конечно, и мужчинам, чтобы понять, в какую ненависть может перерасти сильная женская любовь, до чего может дойти женщины, доведённая до отчаяния. В фильме акцент делается на психологическую сторону происходящего, поэтому она имеет вполне современный привкус. Ведь разве в настоящее время не сможет произойти подобная история? Конечно, может. Фильм явно свидетельствует, что невозможно достичь нового счастья, богатства, власти с помощью предательства, как это попытался сделать Ясон.
А ещё фильм ставит вопрос: имеет ли право брошенная женщина на новую жизнь?
Древнегреческий миф о Медее, которая была царевной Колхиды, волшебницей и женой аргонавта Ясона, является историей, содержащей измену и подтасовку фактов. Медея, безумно полюбив Ясона, при помощи зелий и волшебных чар помогла ему из родной своей Колхиды золотое руно похитить, а потом бежала вместе с ним в Грецию из Колхиды. А Ясон, спустя годы, решил жениться на Главке, юной дочери царя Коринфа, пообещавшего ему в этом случае возможность стать царём. Медея в ответ на измену мужа убила и соперницу Главку, и её отца Креонта. Взбешённые горожане убили её детей и подкупили Эврипида, древнегреческого драматурга, чтобы он в мифе написал, что это Медея сама убила своих детей, таким образом, они хотели смыть клеймо детоубийства с себя.
Карл Теодор Дрейер, датский режиссёр, заворожённый таким женским образом, который был в трагедийном мифе Эврипида, написал в середине двадцатого века мощный и лаконичный сценарий, но фильм по нему не снял. И тогда Ларс старательно воплотил нереализованный замысел Дрейера, своего учителя, в своём фильме, который он снял, подражая стилю Карла Дрейера по сценарию уже написанному Карлом для показа по телевидению.
У Медеи (Керстен Олесен) было всё когда-то: и молодость, и красота, и любящий её муж Ясон (Удо Кир), и двое милых детей. Но неумолимое, жестокое время многое меняет. Вот и у Медеи молодость прошла, и муж её покинул, чтобы жениться на молоденькой, хорошенькой Главке, дочери царя Креонта (Хеннинг Янсен), ведь тогда он получит практически неоспоримую, абсолютную власть и сильное могущество. А Медея с детьми теперь живёт на каком-то болоте в домишке убогом. А из-за страха перед нею требуют, чтобы она покинула царство. Медея просит дать ей разрешение остаться ещё на один день. Внутри покинутой Медеи бурлят множество чувств – это и обида, и отчаяние, и злоба, и ненависть. А ещё и любовь остаётся в её сердце. И она делает попытку вернуть Ясона, но он её отвергает, да ещё и оскорбляет, называя её шлюхой. И, естественно, она ему собирается отомстить, сделать ему также больно, как больно ей. Она убивает и Главку, и царя Креонта, пытавшегося помочь умирающей дочери. Но этих смертей ей было недостаточно, и она убивает собственных детей, а это, конечно, у любого зрителя вызывает ужас. Особенно потрясает сцена, в которой старший ребёнок помогает матери младшего убить, а потом, по сути, сам себя убивает. Эта сцена по-настоящему душераздирающая, она долго стоит перед глазами, и подобной сцены, вызывающей столько горькой боли, ни в одном фильме я ещё не видела.
В картине этой нет каких-нибудь радикальных переосмыслений мифа, в ней режиссёр не стал использовать новаторские трактовки, которые шли бы вразрез с принятым традиционным пониманием сюжета этого мифа, он лишь происходящие действия перенёс из древней Греции в северное средневековье.
В этом фильме зритель переживает трагедию брошенной женщины, которая убивает собственных детей. Когда-то счастливая и добрая женщина, любящая своих детей, превращается в жестокого монстра, которая жаждет мести. Режиссёр пытается проникнуть в сущность Медеи, понять её мысли и переживания. У Триера было всегда особое отношение к эмансипации, к проблемам конфликта между матриархальными и патриархальными ценностями, да и вообще к женской психологии. Во всех его фильмах показывается исключительный характер женщины, мощь и сила которого парадоксальным образом чаще всего заключена в податливости женщины и душевной её слабости. И ничего нет удивительного в том, что древняя история о женщине, которая поставила своё желание мести выше жизни её детей, заинтересовала Ларса фон Триера. Ведь эта историю иллюстрирует довольно ярко неоднозначность женского характера в том именно свете, в котором видеть это привык Ларс.
Образ Медеи – это кипящий котёл, в котором бурлят зависть, ревность, жестокосердие напополам с силой воли, решительностью и принципиальностью. Её обуревает беспощадная месть, порождённая отчаянием, именно отчаяние привело к возникновению безумной жестокости. Медея полутонов не признаёт. Любовь – белое, а измена – чёрное. Она любила до самопожертвования, но ею пренебрегли, поэтому вместо пламени любви разгорелось такой же силы пламя ненависти, она впала в ярость. И в то время не прощали, а мстили, потому что те, кто прощали, признавались слабаками, а таких следовало побеждать. Но Медея не относится к слабакам, и поэтому она не должна прощать. К тому же она обладает колдовскими способностями, она почти божество, способное как миловать, так и казнить.
Гипнотический эффект и мрачная тягучая атмосфера, создаваемая колеблющейся, тусклой картинкой, являются оправданным способом для визуализации в фильме человеческих страданий. С первых же минут, хотя действие развивается размеренно, ощущается боль и горе предстоящей истории, но, как и во всех фильмах Триера, весь трагизм разыгрывается в последних двадцати минутах фильма.
Игра артистов очень проникновенная. Удо Кир имеет очень подходящую внешность, чтобы играть средневековых рыцарей, поэтому ему удалось превосходно воплотить образ Ясона, особенно его отчаяние, боль, когда он увидел своих мёртвых детей. И Кирстен Олесен очень хороша была в образе постаревшей Медеи, сосредоточенной на своём горе и мести.
Фильм стоит смотреть не только женщинам, которых предал муж, но, конечно, и мужчинам, чтобы понять, в какую ненависть может перерасти сильная женская любовь, до чего может дойти женщины, доведённая до отчаяния. В фильме акцент делается на психологическую сторону происходящего, поэтому она имеет вполне современный привкус. Ведь разве в настоящее время не сможет произойти подобная история? Конечно, может. Фильм явно свидетельствует, что невозможно достичь нового счастья, богатства, власти с помощью предательства, как это попытался сделать Ясон.
А ещё фильм ставит вопрос: имеет ли право брошенная женщина на новую жизнь?