«Есть город, без которого на земле станет лучше».
Эта кинолента – первая часть третьей трилогии Ларса фон Триера, датского режиссёра. Первой у этого режиссёра была трилогия «Е», в которую входили фильмы: 1. «Элемент преступления», 2. «Эпидемия», 3. «Европа». Второй – трилогия «Золотое сердце» с фильмами: 1. «Рассекая волны», 2. «Идиоты», 3. «Танцующая в темноте». Третья трилогия называется «США – страна возможностей». Вторым фильмом этой третьей трилогии вышел фильм «Мандерлей», а вот третья картина «Васингтон» ещё не снята.
Такого фильма, как этот, я ещё никогда не видела. Визуальность здесь нарочита условна. В фильме почти нет декораций, все они изображены на полу студии, где производится съёмка. Условно обозначены границы домов с планом комнат, улица обозначена параллельными линиями, а между ними её название, кусты крыжовника – силуэт куста со словами «куст крыжовника», собака по кличке Моисей тоже нарисована. Из реальных предметов стоят несколько дверей, мебель кое-какая и автомобили. Действие происходит как на сцене театра. Режиссёр таким образом хочет сказать зрителю, что стен нет, потому что ничего не остаётся скрытым, все знают про всех всё, что абсолютно не важно, как город выглядит, и режиссёр искусственно свой фильм приближает к спектаклю и внимание зрителя акцентирует исключительно на героях.
События разворачиваются в 1930 году в американском городишке Догвилле, находящемся в Скалистых горах, в котором живут всего пятнадцать взрослых людей и семь детей. Эта картина – злая сатира на американскую жизнь. Главный герой Том Эдисон-младший (Пол Беттани) считает себя писателем, хотя ничего ещё не написал, и философом. Парень уверен в том, что жители подарки судьбы принимать не умеют, а повествователь за кадром его поправляет, говоря, что подарки ещё не приходили в городок. Но тут и появляется подарок в лице Грейс (Николь Кидман), бежавшей от гангстеров. Слово Грейс переводится дословно «благодать», а Догвилль – «город псов». А к чему приводит это появление благодати в городе псов и показывается в этой удивительной киноленте.
Прекрасная принцесса, повязав платком голову, работает на всех. А принц – это смешной Том, который ей нравится. Здесь и жители, которые увидели в ней и помощницу неоценимую, и собеседницу отличную. Город становится убежищем для Грейс, но со временем становится для неё клеткой. Жители сначала с недоверием относятся к Грейс, но к незнакомке проявляют интерес, тем более, что она оказывается работящей и услужливой девушкой, всегда готовой за их гостеприимство отплатить. Со временем на неё сваливают самую тяжёлую и ответственную работу, начинают упрекать и критиковать. А затем и вовсе сбрасывают эти добродушные жители свои привлекательные маски и зубы оскаливают, становясь лицемерными и злыми, вдребезги разбивая хрупкий мир Грейс. Она вначале подобно святой все мучения безропотно выносит, а потом под травлей и давлением ломается.
Ларс Триер всеми способами доступными навязывает зрителю отвращение к этим жителям. Приветливые и добрые они становятся расчётливыми и злобными. Связано это с тем, что над Грейс власть горожан увеличивается, а, значит, постепенно необходимость маску носить и нормы морали соблюдать относительно Грейс уменьшается. И каждый из горожан начинает считать, что не они должны быть благодарны за каторжный труд Грейс, а это она должна быть им благодарна, ведь они ей помогают скрываться. И визиты полиции добавляют решительности горожанам совершать свои подлости в отношении Грейс. К тому же приверженность Грейс к принципам нравственности их злила. Это особенно видно в эпизоде, когда узнала Вера (Патриша Кларксон), что это её муж Чак (Стеллан Скарсгорд) насиловал Грейс, а не Грейс приставала к Чаку, как он уверял Веру, то стала ещё больше ненавидеть Грейс. Грейс для жителей была свидетелем их мерзости, которую они за собой признавать не хотели. А после попытки сбежать Грейс превращают в настоящую рабыню с ошейником и цепью, к которой приковывают железное колесо, чтобы она могла только по городу перемещаться, да ещё и колокольчик привязывают к ошейнику, чтобы все слышали её появление. И мужчины по ночам стали приходить её насиловать.
Маску первым снял Чак, а последним Том. Почти до финала Том выглядит положительным и благородным, и это, кажется, потому только, что маска к Тому прилегла очень плотно. Он ведь даже больший корыстолюбец, чем другие, и маску носит более искусно, он относится к таким лжецам, которые верят даже сами в ложь свою. Он помогает Грейс, потому что хочет ею обладать, но не так, как это делают все мужчины городка. Он хочет, чтобы ему она отдалась по её желанию, по любви. А то, что визитку он не сжёг, хотя уверял Грейс, что сжёг, с номером телефона, которую ему оставил гангстер для того, чтобы он позвонил, если объявиться беглянка Грейс, полностью доказывают мерзость его подлой душонки.
На фоне жителей Грейс выглядит покорным, ангелоподобным, неземным созданием, но шокирующая концовка всё расставила по своим местам. Фильм доводит до вывода, что каждый за поступки свои должен платить, а проявлять милосердие к подлецам – это значит им высокомерно в этой обязанности отказывать. Нельзя оправдывать человека тем, что может он ошибиться. Поэтому жестокий финал не вызвал особой жалости ни к кому.
Фильм потрясает нарастанием напряжённости, заставляет пережить столько разнообразных эмоций. Появляется сначала радость, потом дискомфорт, затем удивление, которое сменяется возмущением, позже возникает гнев, его сменяет страх, и, наконец, наступает шок.
Режиссёр ярко обнажил поступки и характеры людей во всей мерзости их, но всё это показано очень правдиво. Ведь действительно есть такие любители публичных домов, как Бен (Желько Иванек), или подонок Чак, оправдывающий своё желание изнасиловать, тем, что девушка сама виновата, потому что слишком красивая. И, конечно, полно таких честолюбивых, непостоянных, взбалмошных Лиз (Хлоя Севиньи), или Вер с убогим внутренним мирком, дальше носа своего ничего не видящих. Сколько среди нас людей, способных самоутверждаться с помощью насилия, унижения, издевательства.
Фильм во всём необычен: и в визуальности, и в сюжете, и в манере исполнения, и в развитии действия, и в финале.
Он вызывает к размышлению о том, как изменяются поступки людей в различных ситуациях и ужаснуться этому.
Такого фильма, как этот, я ещё никогда не видела. Визуальность здесь нарочита условна. В фильме почти нет декораций, все они изображены на полу студии, где производится съёмка. Условно обозначены границы домов с планом комнат, улица обозначена параллельными линиями, а между ними её название, кусты крыжовника – силуэт куста со словами «куст крыжовника», собака по кличке Моисей тоже нарисована. Из реальных предметов стоят несколько дверей, мебель кое-какая и автомобили. Действие происходит как на сцене театра. Режиссёр таким образом хочет сказать зрителю, что стен нет, потому что ничего не остаётся скрытым, все знают про всех всё, что абсолютно не важно, как город выглядит, и режиссёр искусственно свой фильм приближает к спектаклю и внимание зрителя акцентирует исключительно на героях.
События разворачиваются в 1930 году в американском городишке Догвилле, находящемся в Скалистых горах, в котором живут всего пятнадцать взрослых людей и семь детей. Эта картина – злая сатира на американскую жизнь. Главный герой Том Эдисон-младший (Пол Беттани) считает себя писателем, хотя ничего ещё не написал, и философом. Парень уверен в том, что жители подарки судьбы принимать не умеют, а повествователь за кадром его поправляет, говоря, что подарки ещё не приходили в городок. Но тут и появляется подарок в лице Грейс (Николь Кидман), бежавшей от гангстеров. Слово Грейс переводится дословно «благодать», а Догвилль – «город псов». А к чему приводит это появление благодати в городе псов и показывается в этой удивительной киноленте.
Прекрасная принцесса, повязав платком голову, работает на всех. А принц – это смешной Том, который ей нравится. Здесь и жители, которые увидели в ней и помощницу неоценимую, и собеседницу отличную. Город становится убежищем для Грейс, но со временем становится для неё клеткой. Жители сначала с недоверием относятся к Грейс, но к незнакомке проявляют интерес, тем более, что она оказывается работящей и услужливой девушкой, всегда готовой за их гостеприимство отплатить. Со временем на неё сваливают самую тяжёлую и ответственную работу, начинают упрекать и критиковать. А затем и вовсе сбрасывают эти добродушные жители свои привлекательные маски и зубы оскаливают, становясь лицемерными и злыми, вдребезги разбивая хрупкий мир Грейс. Она вначале подобно святой все мучения безропотно выносит, а потом под травлей и давлением ломается.
Ларс Триер всеми способами доступными навязывает зрителю отвращение к этим жителям. Приветливые и добрые они становятся расчётливыми и злобными. Связано это с тем, что над Грейс власть горожан увеличивается, а, значит, постепенно необходимость маску носить и нормы морали соблюдать относительно Грейс уменьшается. И каждый из горожан начинает считать, что не они должны быть благодарны за каторжный труд Грейс, а это она должна быть им благодарна, ведь они ей помогают скрываться. И визиты полиции добавляют решительности горожанам совершать свои подлости в отношении Грейс. К тому же приверженность Грейс к принципам нравственности их злила. Это особенно видно в эпизоде, когда узнала Вера (Патриша Кларксон), что это её муж Чак (Стеллан Скарсгорд) насиловал Грейс, а не Грейс приставала к Чаку, как он уверял Веру, то стала ещё больше ненавидеть Грейс. Грейс для жителей была свидетелем их мерзости, которую они за собой признавать не хотели. А после попытки сбежать Грейс превращают в настоящую рабыню с ошейником и цепью, к которой приковывают железное колесо, чтобы она могла только по городу перемещаться, да ещё и колокольчик привязывают к ошейнику, чтобы все слышали её появление. И мужчины по ночам стали приходить её насиловать.
Маску первым снял Чак, а последним Том. Почти до финала Том выглядит положительным и благородным, и это, кажется, потому только, что маска к Тому прилегла очень плотно. Он ведь даже больший корыстолюбец, чем другие, и маску носит более искусно, он относится к таким лжецам, которые верят даже сами в ложь свою. Он помогает Грейс, потому что хочет ею обладать, но не так, как это делают все мужчины городка. Он хочет, чтобы ему она отдалась по её желанию, по любви. А то, что визитку он не сжёг, хотя уверял Грейс, что сжёг, с номером телефона, которую ему оставил гангстер для того, чтобы он позвонил, если объявиться беглянка Грейс, полностью доказывают мерзость его подлой душонки.
На фоне жителей Грейс выглядит покорным, ангелоподобным, неземным созданием, но шокирующая концовка всё расставила по своим местам. Фильм доводит до вывода, что каждый за поступки свои должен платить, а проявлять милосердие к подлецам – это значит им высокомерно в этой обязанности отказывать. Нельзя оправдывать человека тем, что может он ошибиться. Поэтому жестокий финал не вызвал особой жалости ни к кому.
Фильм потрясает нарастанием напряжённости, заставляет пережить столько разнообразных эмоций. Появляется сначала радость, потом дискомфорт, затем удивление, которое сменяется возмущением, позже возникает гнев, его сменяет страх, и, наконец, наступает шок.
Режиссёр ярко обнажил поступки и характеры людей во всей мерзости их, но всё это показано очень правдиво. Ведь действительно есть такие любители публичных домов, как Бен (Желько Иванек), или подонок Чак, оправдывающий своё желание изнасиловать, тем, что девушка сама виновата, потому что слишком красивая. И, конечно, полно таких честолюбивых, непостоянных, взбалмошных Лиз (Хлоя Севиньи), или Вер с убогим внутренним мирком, дальше носа своего ничего не видящих. Сколько среди нас людей, способных самоутверждаться с помощью насилия, унижения, издевательства.
Фильм во всём необычен: и в визуальности, и в сюжете, и в манере исполнения, и в развитии действия, и в финале.
Он вызывает к размышлению о том, как изменяются поступки людей в различных ситуациях и ужаснуться этому.