Документальный фильм-артхаус для создателей кино.
Изучая творчество датского кинорежиссёра и сценариста Ларса фон Триера, начала смотреть вот этот его документальный фильм. Выяснив, что, чтобы понять этот фильм, надо посмотреть сначала короткометражную кино ленту «Совершенный человек», созданную Йоргеном Лето, да и вообще узнать, кто же такой этот Лет?
Так вот, «Совершенный человек» – это двенадцатиминутная короткометражка, снятая датским кинодокументалистом-экспериментатором амбициозным Йоргеном Летом в 1967 году, когда ему было тридцать лет. В ней демонстрируется, как два человека, мужчина и женщина, заявленные почему-то совершенными людьми, их играют Клаус Ниссен и Майкен Альгрен, просыпаются, причёсываются, одеваются, раздеваются, едят, танцуют, занимаются любовью, укладываются спать. В общем, как я поняла, показано, как человек функционирует, что может он делать. Только почему «совершенный»? По-моему, так делать может любой человек, даже далёкий от совершенства. Да и как достичь этого совершенства?
Этот фильм – типичный артхаус, который каждый понимает по-своему, мне эти фильмы интересны, хотя многие из них так и остаются непонятыми. И этот фильм относится к их числу. К чему все знакомые нам действия здесь показаны? Почему эти два человека названы совершенными? Неужели надо считать только эти действия совершенными? А если по-другому всё это делать – это будут уже несовершенные действия и этот человек будет в этом случае несовершенным? И, оказывается, этот и ещё картина «Воскресенье в аду», вышедшая через десять лет, в 1977 году, являются наиболее известными из документальных фильмов Йоргена Лета. А всего Лет создал сорок киноработ, и уже двадцать лет проводит над своей жизнью эксперимент: живёт не в родной Дании, а на Гаити.
Ларс фон Триер приехал на Гаити и предложил Йоргану, своему кумиру и учителю, провести ещё эксперимент. Чтобы изучить феномен кино, надо выпустить Йоргану на свой ранее снятый кинофильм «Совершенный человек» пять ремейков. Эти ремейки должны быть сняты с учётом выполнения определённых препятствий, которые будет диктовать Триер. При выполнении этого эксперимента будет с разных сторон раскрываться личность самого режиссёра Йоргена Лета. Эти препятствия заставляют Лета через себя переступать, переосмысливать сюжет, экспериментировать и с видами кинематографа, и с актёрами, и с декорациями, и с характерами и чувствами человека. При этом все шаги Лета документируются и входят в основу фильма «Пять препятствий», изобразивший в аллегорической манере процесс творчества совершенного человека-творца, его творческие методы. И таким совершенным человеком-творцом Ларс, естественно, считает Йоргена Лета.
Причём Триер задавал специально зловредные и хитроумные препятствия, противоречившие обычному стилю Лета. Снять, например, ленту на Кубе, на которой Лет никогда не был, или снять изысканную трапезу в трущобах, на глазах у голодных детей. И это всё делается для того, чтобы, как говорил Триер, что-то человеческое ухватить. Особенно непонятным лично для меня был третий ремейк: балет со стульями. На террасе какие-то люди белые стулья передвигают, приговаривая, что эти стулья как угодно можно передвигать для получения более интересной новой расстановки. И это надо делать без паники. Но как не передвигай стулья, он сядет на любой стул. К чему всё это? Кто он? Непонятно.
Все новые ремейки абсолютно непохожи между собой и могут считаться полноценными сюрреалистическими короткометражными картинами, а мультипликация выглядит вообще так невероятно, что вовсе вне всякой конкуренции. Но это всё является хорошим поучающим пособием для тех, кто создаёт кино. Им, безусловно, будет любопытно наблюдать, как создаёт Йорген что-то новое, как разворачивается его безграничная фантазия.
Ремейки отделены друг от друга беседами Триера и Лета, во время которых они пьют и едят.
Обыкновенному зрителю, не принимающего участия в создании фильма, чтобы просмотр всей ленты выдержать, надо предварительно выспаться хорошенько, потому что между ремейками паузы затянутые, диалоги между режиссёрами абсолютно и однообразные, и неинтересные, и непонятные. Это всё интересно им двоим и, вероятнее всего, другим, как я уже упоминали, создателям кино.
Фильм, несомненно, многогранность личности хорошо раскрывает, но сделан он совершенно не интересно. Он скучный, нет динамики, нет эмоций, поэтому совсем не цепляет, и, боюсь, что мало кто сможет весь фильм досмотреть до конца.
Так вот, «Совершенный человек» – это двенадцатиминутная короткометражка, снятая датским кинодокументалистом-экспериментатором амбициозным Йоргеном Летом в 1967 году, когда ему было тридцать лет. В ней демонстрируется, как два человека, мужчина и женщина, заявленные почему-то совершенными людьми, их играют Клаус Ниссен и Майкен Альгрен, просыпаются, причёсываются, одеваются, раздеваются, едят, танцуют, занимаются любовью, укладываются спать. В общем, как я поняла, показано, как человек функционирует, что может он делать. Только почему «совершенный»? По-моему, так делать может любой человек, даже далёкий от совершенства. Да и как достичь этого совершенства?
Этот фильм – типичный артхаус, который каждый понимает по-своему, мне эти фильмы интересны, хотя многие из них так и остаются непонятыми. И этот фильм относится к их числу. К чему все знакомые нам действия здесь показаны? Почему эти два человека названы совершенными? Неужели надо считать только эти действия совершенными? А если по-другому всё это делать – это будут уже несовершенные действия и этот человек будет в этом случае несовершенным? И, оказывается, этот и ещё картина «Воскресенье в аду», вышедшая через десять лет, в 1977 году, являются наиболее известными из документальных фильмов Йоргена Лета. А всего Лет создал сорок киноработ, и уже двадцать лет проводит над своей жизнью эксперимент: живёт не в родной Дании, а на Гаити.
Ларс фон Триер приехал на Гаити и предложил Йоргану, своему кумиру и учителю, провести ещё эксперимент. Чтобы изучить феномен кино, надо выпустить Йоргану на свой ранее снятый кинофильм «Совершенный человек» пять ремейков. Эти ремейки должны быть сняты с учётом выполнения определённых препятствий, которые будет диктовать Триер. При выполнении этого эксперимента будет с разных сторон раскрываться личность самого режиссёра Йоргена Лета. Эти препятствия заставляют Лета через себя переступать, переосмысливать сюжет, экспериментировать и с видами кинематографа, и с актёрами, и с декорациями, и с характерами и чувствами человека. При этом все шаги Лета документируются и входят в основу фильма «Пять препятствий», изобразивший в аллегорической манере процесс творчества совершенного человека-творца, его творческие методы. И таким совершенным человеком-творцом Ларс, естественно, считает Йоргена Лета.
Причём Триер задавал специально зловредные и хитроумные препятствия, противоречившие обычному стилю Лета. Снять, например, ленту на Кубе, на которой Лет никогда не был, или снять изысканную трапезу в трущобах, на глазах у голодных детей. И это всё делается для того, чтобы, как говорил Триер, что-то человеческое ухватить. Особенно непонятным лично для меня был третий ремейк: балет со стульями. На террасе какие-то люди белые стулья передвигают, приговаривая, что эти стулья как угодно можно передвигать для получения более интересной новой расстановки. И это надо делать без паники. Но как не передвигай стулья, он сядет на любой стул. К чему всё это? Кто он? Непонятно.
Все новые ремейки абсолютно непохожи между собой и могут считаться полноценными сюрреалистическими короткометражными картинами, а мультипликация выглядит вообще так невероятно, что вовсе вне всякой конкуренции. Но это всё является хорошим поучающим пособием для тех, кто создаёт кино. Им, безусловно, будет любопытно наблюдать, как создаёт Йорген что-то новое, как разворачивается его безграничная фантазия.
Ремейки отделены друг от друга беседами Триера и Лета, во время которых они пьют и едят.
Обыкновенному зрителю, не принимающего участия в создании фильма, чтобы просмотр всей ленты выдержать, надо предварительно выспаться хорошенько, потому что между ремейками паузы затянутые, диалоги между режиссёрами абсолютно и однообразные, и неинтересные, и непонятные. Это всё интересно им двоим и, вероятнее всего, другим, как я уже упоминали, создателям кино.
Фильм, несомненно, многогранность личности хорошо раскрывает, но сделан он совершенно не интересно. Он скучный, нет динамики, нет эмоций, поэтому совсем не цепляет, и, боюсь, что мало кто сможет весь фильм досмотреть до конца.