Гильотина для убийцы и крест для судьи
Этот фильм Бертарна Тавернье не просто психологический, но еще и исторический детектив. Наблюдая за тем, как мудрый следователь (Филипп Нуарэ, как всегда, великолепен!) пытается разобраться сначала, виновен ли бывший солдат-храбрец, а ныне отчаянный анархист, в гнусных преступлениях на половой почве, а затем мучительно пытается решить для себя самого вопрос имеет ли он право приговаривать безумца к смертной казни, нужно постоянно держать в уме, что дело происходит в 1898-1900 годах. Поэтому, вероятно, следователь и так аккуратен, дело-то новое не только для него, но и для всей тогдашней судебной практики и медицины тех лет.
Любопытный факт: в начале фильма Бувье (Мишель Галабрю получил за эту роль заслуженного «Сезара») идет в Лурд, как самый истинно верующий католик. И на пути в Лурд как перерождение Савла в Павла по пути в Дамаск, с ним происходит нечто, в чем еще долго будут разбираться члены суда и медики, и беспокойная общественность Франции тех лет. Действительно ли Бувье стал настоящим безумцем, начитавшись стихов коммунаров и романов Золя, да еще и будучи отвергнутым своей Луизой (Сесиль Вассор), которую он любил так долго и убил так быстро. Убийство в состоянии аффекта, неудачная попытка самоубийства, жизнь с «двумя пулями в голове» - пожалуй, и сегодня Бувье признали бы невменяемым. А каково было разбираться с его делом парижскому судье Руссо? Ведь у судей тогда не было ни психологов (хотя исповедники считались психологам лучшими, чем последователи Фрейда, но монахи, увы, уже были «не в тренде», да и не стал бы с ними говорить так резко переродившийся в анархиста Бувье). Тут надо отметить, что к «убийствам на почве страсти» во Франции в те годы относись очень снисходительно, однако убийства детей уже не вписывались в эту категорию. Однако и в те годы уже различали полных безумцев (которым место в лечебнице) и «ограниченно ответственных», каковые уже и могли быть казнены. Воплощению буржуазной интеллигенции, следователю Руссо помогает его бодрая еще матушка, мадам Руссо, (Рене Фор, они с Нуарэ разыгрывают очень любопытную версию пары расследователей наподобие пар Холмс-Ватсон, Пуаро-Гастингс), зато «коллега» - королевский адвокат Вильдьё (Бриали играет прекрасно, одна его «сайгонская история» чего стоит!), скорее мешает ведь «королевские адвокаты» в те времена занимались и защитой и обвинением. Впрочем, персонажа Бриали подвести к смерти на гильотине Бувье оказывается как раз смертельным трюком.
Не следует забывать, что "Судья и убийца" не только детективно-психологическая драма, но и настоящее историческое полотно Франции на переломе веков. Поэтомуне меньшей бедой оборачивается «победа» и для самого следователя теперь он уже «убийца», общество находилось в глубочайшем кризисе (катастрофа в войне с Пруссией, недоверие к власти), а в такие периоды неизбежно выползают различные правозащитники, готовые даже в мертвой голове казненного отыскать мифические «метастазы безумия». И знаменитый актер старшего поколения, Ив Робер, рисует нам очень яркий образ такого человека профессора Дегольдэ.
22-х летняя (но уже звезда после фильмов «Сезар и Розалии», «Вальсирующие», «Дюпон Ланжуа» - в последнем она уже играла жертву маньяка, ту же ей придется побыть «жертвой» судьи) Изабель Юппер прекрасна в роли Розы, бывшей фабричной работницы, бесстрашной и сметливой. Именно её «народная терпеливость» помогает судье примириться с собой и не считать себя убийцей, когда того потрясает очередной вопль Бувье: «я так хочу чтоб меня вылечили, потом можно и казнить!». Но она же и полна инстинктивного отвращения к "официальному убийству" - поэтому драма продолжается даже после казни Бувье.
Любопытный факт: в начале фильма Бувье (Мишель Галабрю получил за эту роль заслуженного «Сезара») идет в Лурд, как самый истинно верующий католик. И на пути в Лурд как перерождение Савла в Павла по пути в Дамаск, с ним происходит нечто, в чем еще долго будут разбираться члены суда и медики, и беспокойная общественность Франции тех лет. Действительно ли Бувье стал настоящим безумцем, начитавшись стихов коммунаров и романов Золя, да еще и будучи отвергнутым своей Луизой (Сесиль Вассор), которую он любил так долго и убил так быстро. Убийство в состоянии аффекта, неудачная попытка самоубийства, жизнь с «двумя пулями в голове» - пожалуй, и сегодня Бувье признали бы невменяемым. А каково было разбираться с его делом парижскому судье Руссо? Ведь у судей тогда не было ни психологов (хотя исповедники считались психологам лучшими, чем последователи Фрейда, но монахи, увы, уже были «не в тренде», да и не стал бы с ними говорить так резко переродившийся в анархиста Бувье). Тут надо отметить, что к «убийствам на почве страсти» во Франции в те годы относись очень снисходительно, однако убийства детей уже не вписывались в эту категорию. Однако и в те годы уже различали полных безумцев (которым место в лечебнице) и «ограниченно ответственных», каковые уже и могли быть казнены. Воплощению буржуазной интеллигенции, следователю Руссо помогает его бодрая еще матушка, мадам Руссо, (Рене Фор, они с Нуарэ разыгрывают очень любопытную версию пары расследователей наподобие пар Холмс-Ватсон, Пуаро-Гастингс), зато «коллега» - королевский адвокат Вильдьё (Бриали играет прекрасно, одна его «сайгонская история» чего стоит!), скорее мешает ведь «королевские адвокаты» в те времена занимались и защитой и обвинением. Впрочем, персонажа Бриали подвести к смерти на гильотине Бувье оказывается как раз смертельным трюком.
Не следует забывать, что "Судья и убийца" не только детективно-психологическая драма, но и настоящее историческое полотно Франции на переломе веков. Поэтомуне меньшей бедой оборачивается «победа» и для самого следователя теперь он уже «убийца», общество находилось в глубочайшем кризисе (катастрофа в войне с Пруссией, недоверие к власти), а в такие периоды неизбежно выползают различные правозащитники, готовые даже в мертвой голове казненного отыскать мифические «метастазы безумия». И знаменитый актер старшего поколения, Ив Робер, рисует нам очень яркий образ такого человека профессора Дегольдэ.
22-х летняя (но уже звезда после фильмов «Сезар и Розалии», «Вальсирующие», «Дюпон Ланжуа» - в последнем она уже играла жертву маньяка, ту же ей придется побыть «жертвой» судьи) Изабель Юппер прекрасна в роли Розы, бывшей фабричной работницы, бесстрашной и сметливой. Именно её «народная терпеливость» помогает судье примириться с собой и не считать себя убийцей, когда того потрясает очередной вопль Бувье: «я так хочу чтоб меня вылечили, потом можно и казнить!». Но она же и полна инстинктивного отвращения к "официальному убийству" - поэтому драма продолжается даже после казни Бувье.