«Девочка, а сколько тебе лет?» – «Посадят, дядя, посадят...» (с)
Этот драматический фильм является вторым (первой была картина «Красная дорога») полнометражным фильмом бывшей в прошлом британской телеведущей и актрисы Андреа Арнольд. Он получил на кинофестивале в Каннах Приз жюри, премию BAFTA и другие награды.
В это название вложен метафорический смысл. Аквариум со своими прозрачными стёклами создаёт иллюзию свободы, так как за прозрачными стенками простираются широкие горизонты, а ведь в действительности нет никаких горизонтов. И Миа (Кэти Джарвис), главная героиня, вынуждена бултыхаться в среде, которая и является для неё аквариумом с непроходимыми стенками и унылым содержанием. И она, и её окружение в аквариуме этом, который не чистили очень давно, заперты, а за его стенами виднеются такие прекрасные, манящие дали. Но если упорно и долго пытаться из аквариума выпрыгнуть, то это может получиться. А сделать это лучше, когда ты молод, в рассвете сил, как это и случается с Миа. А ведь иначе можно остаться в этом мирке-аквариуме навсегда и стать такой же распутной, как и её мама.
Фильм зрителя погружает довольно глубоко и различные психологические жизненные проблемы ему демонстрирует. В картине, в первую очередь, прорисована очень интересно неполная и социально неблагополучная семья: её безалаберная мать, младшая сестрёнка-оторва, которая курит уже в семь лет и сквернословит. Сразу же кажется, что они только и могут, что ненавидеть друг друга, но потом выясняется, что они и на привязанность, и на любовь к друг другу способны. Джоанн (Кирстон Уэринг), мать Мии, странная женщина, беззаботная и безработная, она живёт так, как будто у неё нет двух дочерей. Служит мать эта, мягко говоря, для дочерей дурным примером, она, можно сказать прямо, вообще их не воспитывает. Вечно пьяная или с похмелья, ей ничего не стоит обозвать дочь дрянной сукой. Семья живёт в Соединённом Королевстве, в графстве Эссекс, но, оказывается, не в красивом замке, а в квартире захламленной, находящейся в неблагополучном районе, и окружает их безразличие и жестокость. И в этом районе, как легко догадаться, матерятся, пьют и курят все, даже дети. Разбить однокласснице нос, назвать сучкой сестру, с любовником матери переспать это здесь вполне нормальным считается.
Пятнадцатилетняя Миа проблемный подросток, ко всем настроена агрессивно. Её исключили из школы, поэтому мать собирается её отправить в интернат. Замкнутая Миа мается от безделья и одиночества. По микрорайону бродит целыми днями, на всех смотрит свысока и с презрением, а окружающие, в свою очередь, издевательствам её подвергают. Единственным её увлечением являются танцы, и она танцует иногда одиноко, пытаясь совершенствоваться в брейкдансе, даже получает приглашение на участие в конкурсе.
Однажды в летний жаркий день приводит мать в дом очередного незнакомца Коннора (Майкл Фассбендер), и с его появлением жизнь их неполной семьи изменяется, вроде бы превращается в нормальную полноценную семью. Коннар в исполнении Фассбендера выглядит тридцатилетним вопиюще привлекательным и совсем не похожим на предыдущих кавалеров её матери. Он не только мужественный и красивый, он и внимательный, и в музыке разбирается, и деньги даёт, и рыбу ловит голыми руками. И, главное, он настроен дружелюбно к девочкам, поддерживает всячески увлечённость Мии танцами, хотя, если честно, танцует Миа плохо, но, наверное, так по сценарию было задумано. Коннор все её неожиданные поступки, свойственные её возрасту, терпит. Миа пытается за напускным презрением и равнодушием скрыть то, что ей харизматичный, обаятельный, загадочный Коннор начинает нравиться. Она Коннора воспринимает и как отца, и как друга, который ей помогает в себя поверить, но одновременно и как сексуального объекта. А Коннор умеет с детьми общаться, и даже видно, что это общение для него не в тягость, как для Джоанн, а, наоборот, приятно и доставляет ему удовольствие. Но к чему это всё может привести?
Этот фильм похож на фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, но расставлены акценты по-разному в этих картинах. Арнольд своей Миа на хорошее будущее оставляет явственную надежду, а Германика - нет. У Арнольд бунт приводит, в конечном счёте, к пониманию и самосовершенствованию, а у Германики к саморазрушению и деградации. Сходятся же эти женщины-режиссёры в том, что испорченными являются не дети, а взрослые, именно испорченное поведение взрослых приводит детей к таким бунтам.
Этот фильм является отличным высказыванием на социально-актуальную тему, сделанным просто, со вкусом и с душой. Показано, как Миа оставлять начинает и детские привычки, и подростковый максимализм, переживая сильные страсти. И это так происходит, потому что на пути её оказывается Коннор, показывающий ей, что она на большее способна, чем предполагает сама, что она понравиться сможет и стать желанной. Коннор Мию раскрепощает и преподаёт ей одновременно несколько уроков жизненных. Впрочем, он и сам, познакомившись с ней, понимает, что ему надо в прошлом оставить, а что в свою жизнь вернуть.
Двадцатилетняя Кэти Джарвис, по сути, сыграла себя, ведь она тоже бросила школу, а во время ссоры с другом своим её увидела Арнольд на железнодорожной станции и предложила в её фильме сняться. И Кэти справилась с ролью вполне успешно, хотя и не являлась актрисой профессиональной. Она создала настоящую девушку-подростка в поиске. Вместе с ней зритель одновременно презирает Коннора, но и ощущает почти физически его энергетику мужскую, его обаяние. Коннор для неё свет в аквариуме. Вместе с ней им очаровываешься, влюбляешься. И Фассбендер очень хорошо подошёл на роль Коннора, он отлично показал все эмоции, которые переполняли его героя. Коннор сначала видится настоящим для Мии спасителем, он единственный, кто на неё обратил внимание, показал ей новый мир, который позже и предаёт. Ему и симпатизируешь, и осуждаешь, но всё же, даже когда узнаёшь все подробности жизни его, то не относишься к нему как к мерзавцу законченному. Ведь он действительно заботился о ней и беспокоился. Вряд ли он заранее предполагал соблазнить Мию.
Хорошо сыграла и Кирстон Вэрэйнг вульгарную Джоанн, тоже была убедительна в роли бездушной пьющей матери. Только вот откуда у неё деньги, если она не работает?
Музыка и танец имеют в этой картине большое значение, потому что именно с помощью танца Миа вырваться пытается из этого аквариума. И особенно, конечно, была хороша сцена, когда они втроём танцуют, было просто даже физически заметно, что между ними всё же существует родственная близость.
Психологическая драма получилась реалистичной, и так она снята естественно, что даже забываешь, что это фильм. Этот потрясающий социальный английский фильм с критическим взглядом на существующие проблемы достоин уважения и, конечно, просмотра.
В это название вложен метафорический смысл. Аквариум со своими прозрачными стёклами создаёт иллюзию свободы, так как за прозрачными стенками простираются широкие горизонты, а ведь в действительности нет никаких горизонтов. И Миа (Кэти Джарвис), главная героиня, вынуждена бултыхаться в среде, которая и является для неё аквариумом с непроходимыми стенками и унылым содержанием. И она, и её окружение в аквариуме этом, который не чистили очень давно, заперты, а за его стенами виднеются такие прекрасные, манящие дали. Но если упорно и долго пытаться из аквариума выпрыгнуть, то это может получиться. А сделать это лучше, когда ты молод, в рассвете сил, как это и случается с Миа. А ведь иначе можно остаться в этом мирке-аквариуме навсегда и стать такой же распутной, как и её мама.
Фильм зрителя погружает довольно глубоко и различные психологические жизненные проблемы ему демонстрирует. В картине, в первую очередь, прорисована очень интересно неполная и социально неблагополучная семья: её безалаберная мать, младшая сестрёнка-оторва, которая курит уже в семь лет и сквернословит. Сразу же кажется, что они только и могут, что ненавидеть друг друга, но потом выясняется, что они и на привязанность, и на любовь к друг другу способны. Джоанн (Кирстон Уэринг), мать Мии, странная женщина, беззаботная и безработная, она живёт так, как будто у неё нет двух дочерей. Служит мать эта, мягко говоря, для дочерей дурным примером, она, можно сказать прямо, вообще их не воспитывает. Вечно пьяная или с похмелья, ей ничего не стоит обозвать дочь дрянной сукой. Семья живёт в Соединённом Королевстве, в графстве Эссекс, но, оказывается, не в красивом замке, а в квартире захламленной, находящейся в неблагополучном районе, и окружает их безразличие и жестокость. И в этом районе, как легко догадаться, матерятся, пьют и курят все, даже дети. Разбить однокласснице нос, назвать сучкой сестру, с любовником матери переспать это здесь вполне нормальным считается.
Пятнадцатилетняя Миа проблемный подросток, ко всем настроена агрессивно. Её исключили из школы, поэтому мать собирается её отправить в интернат. Замкнутая Миа мается от безделья и одиночества. По микрорайону бродит целыми днями, на всех смотрит свысока и с презрением, а окружающие, в свою очередь, издевательствам её подвергают. Единственным её увлечением являются танцы, и она танцует иногда одиноко, пытаясь совершенствоваться в брейкдансе, даже получает приглашение на участие в конкурсе.
Однажды в летний жаркий день приводит мать в дом очередного незнакомца Коннора (Майкл Фассбендер), и с его появлением жизнь их неполной семьи изменяется, вроде бы превращается в нормальную полноценную семью. Коннар в исполнении Фассбендера выглядит тридцатилетним вопиюще привлекательным и совсем не похожим на предыдущих кавалеров её матери. Он не только мужественный и красивый, он и внимательный, и в музыке разбирается, и деньги даёт, и рыбу ловит голыми руками. И, главное, он настроен дружелюбно к девочкам, поддерживает всячески увлечённость Мии танцами, хотя, если честно, танцует Миа плохо, но, наверное, так по сценарию было задумано. Коннор все её неожиданные поступки, свойственные её возрасту, терпит. Миа пытается за напускным презрением и равнодушием скрыть то, что ей харизматичный, обаятельный, загадочный Коннор начинает нравиться. Она Коннора воспринимает и как отца, и как друга, который ей помогает в себя поверить, но одновременно и как сексуального объекта. А Коннор умеет с детьми общаться, и даже видно, что это общение для него не в тягость, как для Джоанн, а, наоборот, приятно и доставляет ему удовольствие. Но к чему это всё может привести?
Этот фильм похож на фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, но расставлены акценты по-разному в этих картинах. Арнольд своей Миа на хорошее будущее оставляет явственную надежду, а Германика - нет. У Арнольд бунт приводит, в конечном счёте, к пониманию и самосовершенствованию, а у Германики к саморазрушению и деградации. Сходятся же эти женщины-режиссёры в том, что испорченными являются не дети, а взрослые, именно испорченное поведение взрослых приводит детей к таким бунтам.
Этот фильм является отличным высказыванием на социально-актуальную тему, сделанным просто, со вкусом и с душой. Показано, как Миа оставлять начинает и детские привычки, и подростковый максимализм, переживая сильные страсти. И это так происходит, потому что на пути её оказывается Коннор, показывающий ей, что она на большее способна, чем предполагает сама, что она понравиться сможет и стать желанной. Коннор Мию раскрепощает и преподаёт ей одновременно несколько уроков жизненных. Впрочем, он и сам, познакомившись с ней, понимает, что ему надо в прошлом оставить, а что в свою жизнь вернуть.
Двадцатилетняя Кэти Джарвис, по сути, сыграла себя, ведь она тоже бросила школу, а во время ссоры с другом своим её увидела Арнольд на железнодорожной станции и предложила в её фильме сняться. И Кэти справилась с ролью вполне успешно, хотя и не являлась актрисой профессиональной. Она создала настоящую девушку-подростка в поиске. Вместе с ней зритель одновременно презирает Коннора, но и ощущает почти физически его энергетику мужскую, его обаяние. Коннор для неё свет в аквариуме. Вместе с ней им очаровываешься, влюбляешься. И Фассбендер очень хорошо подошёл на роль Коннора, он отлично показал все эмоции, которые переполняли его героя. Коннор сначала видится настоящим для Мии спасителем, он единственный, кто на неё обратил внимание, показал ей новый мир, который позже и предаёт. Ему и симпатизируешь, и осуждаешь, но всё же, даже когда узнаёшь все подробности жизни его, то не относишься к нему как к мерзавцу законченному. Ведь он действительно заботился о ней и беспокоился. Вряд ли он заранее предполагал соблазнить Мию.
Хорошо сыграла и Кирстон Вэрэйнг вульгарную Джоанн, тоже была убедительна в роли бездушной пьющей матери. Только вот откуда у неё деньги, если она не работает?
Музыка и танец имеют в этой картине большое значение, потому что именно с помощью танца Миа вырваться пытается из этого аквариума. И особенно, конечно, была хороша сцена, когда они втроём танцуют, было просто даже физически заметно, что между ними всё же существует родственная близость.
Психологическая драма получилась реалистичной, и так она снята естественно, что даже забываешь, что это фильм. Этот потрясающий социальный английский фильм с критическим взглядом на существующие проблемы достоин уважения и, конечно, просмотра.