Не думай о Стругацких, и фильм станет отличным!
Приступить к рецензии на этот фильм можно очень по-разному.:) Можно горестно вздохнуть: «опять не повезло Стругацким с экранизацией!» и начать разводить глубокомысленную критику. А можно просто махнуть рукой на Аркадия и Бориса Натанычей «а не фиг писать настолько не кинематографично, что даже с простевшей повестью Понедельник начинается в субботу у хороших режиссеров и артистов ничего не вышло!» и просто похвалить этот веселый чудесный фильм!
Жаль, конечно, отсутствия в «Чародеях» профессора Выбегалло, но персонаж Гафта Сатанеев, вполне его замещает, хотя он и несколько бесхитростней научного светоча из сказки Стругацких. Все, последний раз о них помянул (хотя братья и значатся вполне официально единственными сценаристами), пусть их наследием и дальше вдова Германа и Тьерри Зено занимается! А харьковский режиссер Константин Бромберг смог создать собственную веселую новогоднюю сказку, внеся в неё не только дух собственных бессчетных «Ералашей», но и вполне серьезную любовную линию благодаря лирическим героям Абдулова и Александры Яковлевой, и совместив всё это с праздничным розыгрышами и ожиданием чуда.
Были же времена, когда отечественный кинематограф был настолько богат на таланты, что мог собрать не в самом оплачиваемом проекте целую плеяду великолепных актеров. Абдулов и Яковлева на главных ролях Пухова и Саниной порой смотрятся даже более бледно, чем не только их колоритная начальница Шемаханская (великая актриса Екатерина Васильева), это, всё же, одна из главных героинь картины, но и на фоне буффонады Фарады (таинственный гость с Юга) или рядом с деятельно расследующим коварные замыслы Сатанеева Фомы Остапыча Брыля (Михаил Светин, не слишком оцененный при жизни гений нашей комедии). Хороши и остальные персонажи, подогревающие атмосферу праздничного оживления - например,Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) и многие другие "члены комиссии". Я лично чуть большего ожидал от героя Э. Виторгана (Коврова), но этот актер никогда и не мог претендовать на место в «первой обойме». Но Бурков или Караченцов (тем более Ширвиндт!), которым предлагали эту роль, безусловно, раскрасили бы её более живыми красками.
Очень жаль говорящего кота Василия, «пострадавшего» при окончательном монтаже сколько бы приколов голосом Вицина мы бы могли услышать, а остались две реплики на восемь букв. Зато «рука не поднялась» урезать роль Фарады, и его знаменитое «люди, здесь прошли люди!» вошло в туристическую и праздничную лексику навсегда.
Вообще, если фильм за что-то и можно ругать, так именно за то, что Пухов Абдулова и Санина Яковлевой (интересно, лучше бы стало, если бы эту роль, как намеревались изначально, доверили Прокловой или Алферовой? подозреваю, романтичнее) так только за не слишком ярких главных героев, которых затмевают не только Фарада, Светин, Гафт и Васильева (а ведь её роль хотели отдать самойФрейндлих, но тут уж лучше вряд ли бы стало!), но и маленькая девочка Нина (Аня Ашимова как-то даже жаль, что на этом фильме карьера 9-ти летней актрисы и завершилась, эх, будь она дочкой Боярского!). Ну да некоторую безыскусность образов Пухова и Саниной можно всегда списать на «оглупляющую» любовь и на злое колдовство гафтовского Сатанеева. Зато какие у них песни!
Тут нужно остановиться подробнее, так как «Три белых коня» и «Снежинка» давно уже живут в народе отдельно от фильма. К. Бромберг очень удачно позволил Светину и Абдулову петь самим, зато на фоне этакого их «пения» голоса Рождественской и Ирины Отиевой (как и Долиной) покоряют сердца меломанов.
Есть один безусловный минус но характерный для кино тех лет, - это малый для сказочно-фантастического фильма бюджет. Уменьшившийся Светин, это, конечно, забавно, но артист может смешить и сам по себе. А от фантастики про чародеев хотелось бы больше красочности, чем требующая уплатить за блюдо скатерть-самобранка.
Но, благодаря безукоризненной игре Екатерины Васильевой, В. Гафта, С. Фарады, М. Светина, Ани Ашимовой и, частично, Золотухина (такое ощущение, что актер не выложился по полному, «придерживая» себя на уровне Виторгана), набору актеров второго план и замечательным песням фильм «Чародеи» до сих пор является картиной, которую всегда приятно пересмотреть под Новый год. К черту Стругацких, главное, чтобы костюмчик сидел!
Жаль, конечно, отсутствия в «Чародеях» профессора Выбегалло, но персонаж Гафта Сатанеев, вполне его замещает, хотя он и несколько бесхитростней научного светоча из сказки Стругацких. Все, последний раз о них помянул (хотя братья и значатся вполне официально единственными сценаристами), пусть их наследием и дальше вдова Германа и Тьерри Зено занимается! А харьковский режиссер Константин Бромберг смог создать собственную веселую новогоднюю сказку, внеся в неё не только дух собственных бессчетных «Ералашей», но и вполне серьезную любовную линию благодаря лирическим героям Абдулова и Александры Яковлевой, и совместив всё это с праздничным розыгрышами и ожиданием чуда.
Были же времена, когда отечественный кинематограф был настолько богат на таланты, что мог собрать не в самом оплачиваемом проекте целую плеяду великолепных актеров. Абдулов и Яковлева на главных ролях Пухова и Саниной порой смотрятся даже более бледно, чем не только их колоритная начальница Шемаханская (великая актриса Екатерина Васильева), это, всё же, одна из главных героинь картины, но и на фоне буффонады Фарады (таинственный гость с Юга) или рядом с деятельно расследующим коварные замыслы Сатанеева Фомы Остапыча Брыля (Михаил Светин, не слишком оцененный при жизни гений нашей комедии). Хороши и остальные персонажи, подогревающие атмосферу праздничного оживления - например,Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) и многие другие "члены комиссии". Я лично чуть большего ожидал от героя Э. Виторгана (Коврова), но этот актер никогда и не мог претендовать на место в «первой обойме». Но Бурков или Караченцов (тем более Ширвиндт!), которым предлагали эту роль, безусловно, раскрасили бы её более живыми красками.
Очень жаль говорящего кота Василия, «пострадавшего» при окончательном монтаже сколько бы приколов голосом Вицина мы бы могли услышать, а остались две реплики на восемь букв. Зато «рука не поднялась» урезать роль Фарады, и его знаменитое «люди, здесь прошли люди!» вошло в туристическую и праздничную лексику навсегда.
Вообще, если фильм за что-то и можно ругать, так именно за то, что Пухов Абдулова и Санина Яковлевой (интересно, лучше бы стало, если бы эту роль, как намеревались изначально, доверили Прокловой или Алферовой? подозреваю, романтичнее) так только за не слишком ярких главных героев, которых затмевают не только Фарада, Светин, Гафт и Васильева (а ведь её роль хотели отдать самойФрейндлих, но тут уж лучше вряд ли бы стало!), но и маленькая девочка Нина (Аня Ашимова как-то даже жаль, что на этом фильме карьера 9-ти летней актрисы и завершилась, эх, будь она дочкой Боярского!). Ну да некоторую безыскусность образов Пухова и Саниной можно всегда списать на «оглупляющую» любовь и на злое колдовство гафтовского Сатанеева. Зато какие у них песни!
Тут нужно остановиться подробнее, так как «Три белых коня» и «Снежинка» давно уже живут в народе отдельно от фильма. К. Бромберг очень удачно позволил Светину и Абдулову петь самим, зато на фоне этакого их «пения» голоса Рождественской и Ирины Отиевой (как и Долиной) покоряют сердца меломанов.
Есть один безусловный минус но характерный для кино тех лет, - это малый для сказочно-фантастического фильма бюджет. Уменьшившийся Светин, это, конечно, забавно, но артист может смешить и сам по себе. А от фантастики про чародеев хотелось бы больше красочности, чем требующая уплатить за блюдо скатерть-самобранка.
Но, благодаря безукоризненной игре Екатерины Васильевой, В. Гафта, С. Фарады, М. Светина, Ани Ашимовой и, частично, Золотухина (такое ощущение, что актер не выложился по полному, «придерживая» себя на уровне Виторгана), набору актеров второго план и замечательным песням фильм «Чародеи» до сих пор является картиной, которую всегда приятно пересмотреть под Новый год. К черту Стругацких, главное, чтобы костюмчик сидел!