Фильм - искрометное пособие по актерскому мастерству.
Телевизионная постановка Вадима Глаузера по не самой лучшей из комедий Шекспира «Комедия ошибок», возможно, не самый зрелищный телеспектакль даже для тех лет в СССР. Но если кто-то хочет насладиться бесподобной актерской игрой, а, возможно, и поучиться артистизму (не вечно же режиссеры будут упорствовать в заблуждении, что лучшей школой актерского мастерства являются КВН и «камеди клаб»), тем нужно смотреть этот фильм обязательно. Талантливейшие мастера советской школы покажут, как можно даже простейший фарс Шекспира (по сути «голустяновое петросянство» с нелепыми ошибками из-за двух пар двойников) превратить в эталонное трагикомическое произведение высокого искусства.
К сожалению, Софико Чиаурели в «Комедии ошибок» досталась не главная роль, но к её безупречной подаче куртизанки Лиз не мешало бы присмотреться тем актрисам, которые обижаются, когда получают роли второго плана. К тому же, необычайно удачно лег на образ персонажа Чиаурели и бархатный голос Алисы Бруновны Фрейндлих, озвучивавшей Лиз.
Ну а игра Михаила Казакова (Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский) и М. Кононова, соответственно, играющего обоих Дромио, слуг-близнецов, - это просто эталон актерской работы. Недаром Казаков уже на следующий год получит звание народного артиста СССР это вам не обесценившийся, в связи с тотальной девальвацией театра и кино «народный артист РФ», в те годы это высшее звание присуждали гораздо реже, чем сегодня. В этом смысле даже издевкой выглядит то, что Михаил Кононов, получивший «народного артиста России» уже в ельциновские годы, заболев пневмонией, не мог купить необходимых ему лекарств и скоропостижно скончался в 2007 году.
Но долой грустные факты, мир нас ждет мир фантазии Шекспира (и, до некоторой степени древнеримского драматурга Плавта), в котором за один день произойдет много интересного. При этом Казаков и Кононов не будут зацикливаться на глупой буффонаде и исключительно на «фарсовой» стороне всего происходящего. Сцена, в контрой Михаил Казаков, как Антифол Сиракузский, отказывается любить свою «жену» Адриану (Ольга Антонова, больше игравшая в театре, но снявшаяся в «Цареубийцу в 1991 году в роли вдовствующей императрицы), а настойчиво домогается «греховной» близости с Луцианой, несколько других эпизодов поднимают шекспировский фарс на уровень высокой драмы.
Казаков, Антонова и Кононов безупречны, но очень бы хотелось сказать о самой молодой из четверых исполнителей главных ролей в «Комедии ошибок» Гаузнера о 24-х летней на момент съемок Наталье Даниловой, несколькими годами позже добившейся мирового признания после роли Анны Сергеевны в «Отцах и Детях», но ставшей в СССР общей любимицей после роли Варвары Синичкиной в «Место встречи изменить нельзя», 1979. Нет слов, фильм с Высоцким смотрели все, и Варвара Даниловой там удивительно мила и естественна, но сама роль небольшая, при этом вовсе не оставляющая простора для импровизаций. А в «Комедии ошибок» того же, 1979 года, Данилова просто великолепна. Даже в сцене, когда Луциана с Ариадной пытаются увести ничего не понимающего героя Казакова «домой», когда молодая актриса не в силах сдержать внезапный приступ смеха, она так грациозно и натурально перемещается спиной к камере, что Вадим Гаузнер решил не переснимать этот эпизод.(С ужасом представил, сколько дублей было бы угроблено, если бы "смешинку" поймала кто-нибудь из воременных актрис),
Именно НатальяДанилова и становящийся неожиданно серьезным Казаков, придают ту пронзительную нежность лирическим сценам, за которую так ценят этот телеспектакль знатоки жанра.
Нельзя не отметить и дожившего до 50-ти летия замечательного актера Валерия Матвеева (на эпизодической роли герцога) прославившегося годом позже ролью «простака» Френка Скримджера во «Флоризеле» с Далем и Банионисом. Какого черта! Хорошие актеры умирают трагически рано (Кононов, Матвеев), а великолепные актрисы (Данилова) не находят себе места в «новом» кино. Пусть хоть с экрана учат бездарей. Хотя в "Территории" она очень достойно появилась в роли Лидии Макаровны, секреташи "Будды".
. Опять я о грустном включаем плеер и радуемся незамысловатому сюжету и виртуозной игре! Отдельное спасибо знаменитому художнику по костюмам, Белле Маневич.
К сожалению, Софико Чиаурели в «Комедии ошибок» досталась не главная роль, но к её безупречной подаче куртизанки Лиз не мешало бы присмотреться тем актрисам, которые обижаются, когда получают роли второго плана. К тому же, необычайно удачно лег на образ персонажа Чиаурели и бархатный голос Алисы Бруновны Фрейндлих, озвучивавшей Лиз.
Ну а игра Михаила Казакова (Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский) и М. Кононова, соответственно, играющего обоих Дромио, слуг-близнецов, - это просто эталон актерской работы. Недаром Казаков уже на следующий год получит звание народного артиста СССР это вам не обесценившийся, в связи с тотальной девальвацией театра и кино «народный артист РФ», в те годы это высшее звание присуждали гораздо реже, чем сегодня. В этом смысле даже издевкой выглядит то, что Михаил Кононов, получивший «народного артиста России» уже в ельциновские годы, заболев пневмонией, не мог купить необходимых ему лекарств и скоропостижно скончался в 2007 году.
Но долой грустные факты, мир нас ждет мир фантазии Шекспира (и, до некоторой степени древнеримского драматурга Плавта), в котором за один день произойдет много интересного. При этом Казаков и Кононов не будут зацикливаться на глупой буффонаде и исключительно на «фарсовой» стороне всего происходящего. Сцена, в контрой Михаил Казаков, как Антифол Сиракузский, отказывается любить свою «жену» Адриану (Ольга Антонова, больше игравшая в театре, но снявшаяся в «Цареубийцу в 1991 году в роли вдовствующей императрицы), а настойчиво домогается «греховной» близости с Луцианой, несколько других эпизодов поднимают шекспировский фарс на уровень высокой драмы.
Казаков, Антонова и Кононов безупречны, но очень бы хотелось сказать о самой молодой из четверых исполнителей главных ролей в «Комедии ошибок» Гаузнера о 24-х летней на момент съемок Наталье Даниловой, несколькими годами позже добившейся мирового признания после роли Анны Сергеевны в «Отцах и Детях», но ставшей в СССР общей любимицей после роли Варвары Синичкиной в «Место встречи изменить нельзя», 1979. Нет слов, фильм с Высоцким смотрели все, и Варвара Даниловой там удивительно мила и естественна, но сама роль небольшая, при этом вовсе не оставляющая простора для импровизаций. А в «Комедии ошибок» того же, 1979 года, Данилова просто великолепна. Даже в сцене, когда Луциана с Ариадной пытаются увести ничего не понимающего героя Казакова «домой», когда молодая актриса не в силах сдержать внезапный приступ смеха, она так грациозно и натурально перемещается спиной к камере, что Вадим Гаузнер решил не переснимать этот эпизод.(С ужасом представил, сколько дублей было бы угроблено, если бы "смешинку" поймала кто-нибудь из воременных актрис),
Именно НатальяДанилова и становящийся неожиданно серьезным Казаков, придают ту пронзительную нежность лирическим сценам, за которую так ценят этот телеспектакль знатоки жанра.
Нельзя не отметить и дожившего до 50-ти летия замечательного актера Валерия Матвеева (на эпизодической роли герцога) прославившегося годом позже ролью «простака» Френка Скримджера во «Флоризеле» с Далем и Банионисом. Какого черта! Хорошие актеры умирают трагически рано (Кононов, Матвеев), а великолепные актрисы (Данилова) не находят себе места в «новом» кино. Пусть хоть с экрана учат бездарей. Хотя в "Территории" она очень достойно появилась в роли Лидии Макаровны, секреташи "Будды".
. Опять я о грустном включаем плеер и радуемся незамысловатому сюжету и виртуозной игре! Отдельное спасибо знаменитому художнику по костюмам, Белле Маневич.