Я тебя ненавижу. Я тебя люблю
Красной нитью сквозь весь фильм проходят слова Ги де Мопассана: «Мы любим своих матерей, почти незадумываясь обэтом, ине осознаем всей глубины этой любви, пока нерасстанемся навсегда».
Фильм Ксавье Долана «Я убил свою маму» постоянно проходил мимо меня, точнее, я просто не хотел его смотреть. Честно говоря, из-за предвзятости думал, что-то очередное и банальное. Но позже, когда я посмотрел киноленту «Мамочка», которую снял тот же Долан моё мнение в корне поменялось, и я осознал целиком и полностью, что нельзя ни в коем случае говорить, что фильм банален, не посмотрев его. Все эти тонкие грани, проходящие красной нитью слова, драматические сцены, виденье обычных нам вещей, будет ощутимо другим и новым.
Это можно сравнить с ответом на вопрос: «Что вы чувствуете по этому поводу?». Задав этот вопрос нескольким людям, мнения будут самые разные, мы увидим, что они могут совпадать в какой-то мере, но суть именно в отличии. Почему я сейчас пишу столь высокопарно о банальных и понятных вещах? Дело в том, что о таком фильме хочется писать и писать. Это не просто кино, где по сценарию группа людей (актеров, операторов, монтажеров, композиторов и т.д.) делают движущиеся на экране картинки. Нет, этот фильм - произведение искусства. Многим людям кажется странным, когда незнакомый человек «зависает» возле картины на выставке больше пяти минут. Действительно, пришел, посмотрел ну, красиво нарисовано, есть какая-то идея а что дальше? Но такие люди, как Ксавье Долан, ощущают те тонкие грани, в которых кроется суть вещей. Именно он относится к той категории людей, которые пристально вглядываются в картину долгое время.
Я считаю, что эта картина помогла Ксавье Долану полноценно заявить о себе. Нет, она не показывает всю глубину его таланта, ведь у Ксавье есть работы и посерьезнее («Мамочка», к примеру), но он показал себя потенциальным гением в этой работе, заявил о своих взглядах и позиционировал себя маргиналом (и не только в мире кинематографа), маргиналом ярким и внутренне одаренным.
«Я убил свою маму» - полуавтобиографическая картина, дебютная картина Долана, как режиссера, зрелая картина, невзирая на написанный в возрасте шестнадцати лет сценарий! Непостижимый нам внутренний мир этого парня, его безумно талантливая игра и драматизм, который он привнес в фильм сделали работу «Я убил свою маму» той вещью, которую не стыдно отнести в категорию кинематографического искусства.
Повествование переполнено самыми разными, самыми обычными конфликтами подростка с его матерью. Сложно представить, как Ксавье Долна удалось так тонко прочувствовать эти грани и так умело, реалистично их подать на экране.
Юбер всего лишь подросток, живущий в своем небольшом мирке, как и другие подростки, но он какой-то эстетически особенный. Опять же, можно говорить о том, что Ксавье пытался приукрасить свою личность, наполняя фильм немыслимыми эстетическими деталями, но давайте будем рассудительны: зачем это ему, если мы и так признаем его оригинальность?
Изобилие отсылок и упоминаний различных литераторов, тщательный подход к интеграции их слов в сценарий, декор, развешенные картины (порадовала картина Мунка «Крик» на дверях) говорят о Ксавье в тот период, как о сформировавшейся личности, чего не можно сказать о многих людях в таком возрасте. Как говорится, умные люди несчастливы, а взрослеют люди не по годам.
Порадовала оригинальность в повествовании. Главный герой снимает свои мысли о матери на камеру, затем опять случаются очередные конфликты, которые подчеркивают его только сказанные слова.
Но как бы главный герой не драматизировал свои отношения с самым близким ему человеком, его мама не выглядит деспотом в глазах зрителя. Наоборот, ему легко понять эту женщину, ведь факторы, которые сделали её такой, лежат вот прямо на полочке. Здесь и одиночество, и рутинная работа, и отчуждение сына (которому она, кстати, ищет причину) и множество других. Лично я жалел эту женщину и пытался её понять, ведь здесь нет ничего особенного, в таком поведении.
Образ матери здесь очень многогранен, не присутствует «детская» и заезженная модель «плохая мать орёт на хорошего сына», всё куда сложнее и в этом конфликте нет правильной стороны, на которую можно было бы стать.
Ксавье Долан очень творчески подошел к каждому кадру и каждой сцене. Сцены пропитаны бурной молодостью, то яркими, то тусклыми красками, самыми разными жизненными градации фильм живой. Беспорядочные абстракционные мазки передают в некоторой степени характер картины. Ксавье уделил большое внимание состоянию главного героя. К примеру сцены, когда его мать бежит в свадебном платье, когда к ней приезжает подруга, когда он пытается поговорить с ней, а она уткнулась в телевизор с чипсами все эти сцены помогают создать образ матери и объясняют, почему Юбер пылает столь страстной ненавистью. Но были и противоположные, которые искрились любовью к матери.
Не можно только с помощью слов и выражения лица передать, что чувствует человек в определенный момент. Но можно хорошо поработать комплексно, добавить динамику, красок, разбить гору посуды, и заставить зрителя, таким образом, если не прочувствовать, то хотя бы понять порог потока чувств в тот или иной момент.
Примечательным получился сценарий, который однозначно заслуживает похвалы. Ксавье Долан с умением и креативностью подошел к созданию диалогов и монологов. Кое-где они отходили от рациональности, как и бывает, собственно, в голове творческого человека, но всё возвращалось к логическому, остроумному и глубокому.
В дополнение ко всему вышесказанному, хотелось бы сказать несколько слов о некоторых рецензиях, которые я прочитал на этот фильм. Никогда не соглашусь с тем, что фильм переполнен пафосной эстетикой, нелепой эпатажностью и чересчур драматизирован. А темы, касательно нетрадиционной ориентации, это вообще нелепость. Ведь мы живем в 21-м веке, и судить о фильме плохо только через присутствие таких открытых сцен бред и дискриминация. Конфликт непринятия матерью собственного сына таким, каким он есть присутствует, но он вовсе не навязчив.