Лучшая «Крошка» по духу.
Британцы в конце 70-ых и 80-ых годов выдали в телевизионный эфир очень много замечательнейших экранизаций романов Чарльза Диккенса, а в конце тысячелетия пересняли большинство из проектов. Это и «Никльби», и «Наш общий друг», и «Челзвит» - и почти каждый раз новый вариант экранизации оказывался лучше, чем предыдущий. Но вот с «Крошкой Доррит» получилась странная вещь: сериал 2008 года с Макфэдиеном и Томом Кортни вышел очень удачным, зрелищным, красивым, при этом почти «дословным» по отношению к роману. Однако, поддавшись желанию «еще больше украсить» новый вариант кинопрочтения «Крошки Доррит» режиссеры совершенно случайно убили (хорошо: изменили не в лучшую сторону) дух романа Диккенса. Его одноименный роман, прежде всего о Чуде самоотверженной любви героини. Но, если покоривший её сердце Алан Клэннам молод и красив, как тот Макфэдиен никакого особенно чуда не надо. А вот играющий Артура в этом фильме будущий «брат Кадфаэль» Дерек Джакоби не слишком красив, и уж точно! куда с большим основанием может произнести знаменитую фразу своего героя: «сорок лет прожиты мною без пользы и удовольствия, я жил по привычке». И кода юная и добрая Эмми Доррит (Сара Пикеринг) влюбляется в такого Артура, понимаешь: чудеса существуют!
К сожалению, не смог выяснить, по какой причине играющая всеми любимую Эмми Доррит в этом фильме, Сара Пикеринг так и не сделала артистической карьеры. Играет то она просто на высшем уровне. Судя по тому, что сейчас в английской прессе больше пишут о её фотовыставках, 35-ти летняя сегодня актриса решила переквалифицироваться в художники, талантливые художники, - но ведь и актрисой она в свои 16 лет была потрясающей!
Так что в этом фильме лучше, чем в более новом сериале, сохранился дух Диккенса, неторопливый, внимательный к деталям, - благодаря пронзительной и очень «английской» игре Джекоби и Пикеринг. Но и остальной кастинг у Кристина Эдзарда, постановщика «Крошки Доррит» - совершенно уникальный: актеры словно сошли со знаменитых иллюстраций Джорджа Крукшенка и Фреда Бернарда. Особенное внимание привлекает суровая «матушка Артура» в исполнении великолепной театральной актрисы Джоан Гринвуд. Она в этом фильме уже немолода, но, как и наши великие актрисы, Демидова или Васильева в «фильмах РФ», словно магнитом, притягивает внимание и взгляды зрителя.
Впрочем, можно бесконечно перечислять всех актеров из титров: слабой игры в фильме просто нет! Вальяжный «отец семейства» Уильям, прекрасно чувствующий себя и в тюрьме, и в высшем обществе (один из любимых объектов сатиры Диккенса, вспомним еще «благородного отца» красавицы Мэгдалэйн из «Никльби»). Его постепенно становящийся все хуже сынок по кличке «Тип», несмотря ни на что, чем-то даже милая Фанни Доррит. Все эти персонажи, с любовью и самоотдачей сыгранные актерами (нет, обязательно смотрите, как подает свою героиню Агнесс Надя Чамберс), все эти персонажи лишний раз убеждают, что секрет прозы Диккенса не в том, как её понимаешь разумом. А в том, как, словами Честертона, «исподволь, незаметно для себя самого, принимаешь сердцем»!