Полтысячи лет с момента знакомства… Лучшая Анна Болейн.
Скоро уже будет почти 500 лет, как еще не окончательно испорченный, но уже ожиревший, от рожденья не готовый управлять государством (отец-узурпатор рассчитывал на старшего сына Артура), Генрих Восьмой Номер познакомился с дворянкой Анной Болейн и этим невольно обессмертил своё имя. Так как всё немногое хорошее (условно к «хорошему» можно отнести создание англиканской церкви, хотя и тут можно поспорить), и всё то плохое, чем было отмечено его царствование (религиозная нетерпимость, привычка к убийству жен, превращение страны в руину, из которой мучительно долго вытягивала Англию Елизавета со своей уникальной командой законников и корсаров), -- всё это не могло возникнуть без знакомства Генриха с Анной. Не будь её, толстяк-гедонист на троне так бы и слушался по части внешней политики Уолси и его преемников, по части финансов бизнесменов типа Томаса Кромвеля, в военной части своего лейтенанта Томаса Аска и герцогов из «старой» и «новой» (в связи с репрессиями, завершившими «Войну роз») аристократии.
Но Генри полюбил Анну. И вот уже скоро пятьсот лет историки и психологи (потому что одним историкам этого не узнать), как и создатели художественных произведений, ищут ответ на один простой вопрос: «а любила ли Анна Генриха?». В том, что он любил её, сомнений нет, а Анна?
В «Еще одной из рода» Н. Портман показывает нам истеричную интриганку без капли любви, в первоначальном, 2002 года варианте «Еще одной» гораздо интереснее игра Джоди Мэй. В «Тюдорах» Натали Дормер показывает любовь очень странную, с постоянными отлучками «налево». Нет, не верится хотя и такие образы имеют место на существование, но, все же, женщина, погубившая себя, брата, да и страну до кучи (хотя об этом она не узнала), не могла быть столь непроходимо глупа, как героини Портман и Дормер. А ведь был еще эпик «Генрих и шесть его жен», но Дороти Тьютин в сериале и даже великая Шарлотта Рэмпинг в кинокартине ничего интересного в образ Анны Болейн не привнесли. Очень интересную, нетривиальную Анну показывает Клэр Фой в недавнем «Волчьем зале». Но к такой «Анне Болейн» надо еще привыкнуть. Я мог бы еще согласиться с трактовкой образа Анны Хеленой Бонэм-Картер (в «Генрихе VIII» 2003 года) если бы не смотрел этот фильм, «Тысячу дней Анны» Чарльза Джэротта с великой, без оговорок, актрисой в главной роли.
Для Женевьев Бюжоль (или Бюжо) вообще всю жизнь тяготела к серьезному кино, и. если назвать «1000 дней Анны»развлекательным историческим блокбастером, то он в её фильмографии единственный. Зато Бюжоль обожала проверять своё мастерство на сложных, неоднозначных персонажах. И именно её художественное «исследование» образа Анны во многом точней сухих исторических трудов, а уж сколько вкусных «деталей» и «черточек характера» именно из Анны трактовки Бюжоль взяли для свои образов все последующие исполнительницы роли младшей Болейн не поддается анализу. Только Портман, словно случайно угодившая в исторический фильм, играла «отсебятину» - но у неё и вышла такая Анна, в которую не смог бы влюбиться даже Генрих.
В картине «1000 дней Анны» мы видим романтичную и остроумную девочку, имеющую перед глазами поучительный пример беременной старшей сестры. Она не девственница, что выясняется в начальной сцене с Перси (то есть будет изводить Генриха своей недоступностью на более умных основаниях), но и не развратница: ума не «ходить налево» при Генрихе ей хватает. Но любила ли Анна его если судить по игре великой Бюжоль?
Думаю, тут каждый сам должен сделать вывод: сперва она избегает Генриха, как черт ладана, но вот позже, уже отомстив Уолси (да, Анна в фильме не «светлый ангел», она мстит, но лишь тому, кому есть за что). Но что происходит в середине фильма? Влюбляется ли Анна в человека Генриха, или она, всё же, влюбляется в те неограниченные возможности, которые союз с Генрихом раскрывает для умной женщины? Если бы не трагедия с выкидышем, пожалуй, Анна Болейн от Женевьев Бюжо смогла бы руководить героем Ричарда Бертона куда успешнее, чем доведенные ей до могилы Уолси и Томас Мор.
Итак, поскольку не один профессор истории никогда не ответит вам на вопрос: «любила всем сердцем или рассудочно использовала?» - спешите за ответом в кинокартину «Тысяча дней Анны». Если ответ Бюжо вас не устроит, посмотрите «уточнения и дополнения к образу анны» от Бонэм-Картер в «Генрихе VIII» Пита Тревиса.
Четыре золотых Глобуса и еще три номинации только подтверждают фильм более чем удался, его стоит посмотреть даже тем, кто «не владеет темой». А уж для тех, кто почерпнул «инфу-100» из «Тюдоров» - картина Чарльза Джеррота откроет удивительные, многогранные псхолгические портреты Анны и Генриха (я сосредоточился на героине, но и Генрих от Ричарда Бёртона, на мой вкус один из лучших Генрихов кинематографа, и я бы объяснил почему, если бы не лимит на количество знаков). :) Приятного просмотра, картина удивитльно умна и красива.