На парижских улицах разбитых фонарей не до юмора.
Фильм К. Бувуа "Маленький лейтенант" делает вовсе не главный герой молодой коп из провинции, угодивший в грязные «Парижские тайны», Антуан Деруйё (Жалиль Леспер), -- а великолепная актриса и подруга Джонни Холлидея, Натали Бей. Хотя, кто из них именно Главный Герой разобраться не так просто. Вроде бы, сценарист и режиссер Ксавье Бувуа выбрал для адаптации роман о «самом младшем лейтенанте» - герой Леспера отнюдь не самый младший по званию на новом месте службы, но уж точно «младший» по степени понимания проблем, специфики работы копа в большом городе. И учится компромиссам или более тонкому стилю работы Деруйё не очень-то и хочет: мешает юношеский максимализм. И от совсем уж непростительных ошибок, его спасает начальница отдела немолодая, вечно усталая женщина почти под пятьдесят, Каролин. По сюжету герой Леспера напоминает героине Натали Бей погибшего сына. Но еще более удачный отсыл наблюдается и к снимавшейся в тот же год (но на широкие экраны попавшей годом позже) картине этой же актрисы «Сын для меня», в которой её героиня играет не оберегательницу, а разрушительницу юной жизни собственного сына. Но, после той киноленты Натали Бей не повезло: она лишь получила «серебряную раковину» за лучшую женскую роль. Актриса подряд три года до «Молодого лейтенанта» номинировалась на высшие европейские кинонаграды, но постоянно ей чего-то не хватало. А вот роль в «Маленьком лейтенанте» неожиданно, - как мне кажется и для самой актрисы принесла ей «Золотой Глобус».
Заслуженно!
И вот, совершенно незаметно, под пару «косяков» с марихуаной на ночной прогулке, под несколько философских бесед о смысле жизни и службы в полиции, на экране происходит «подмена главного героя». - Не знаю, этого ли хотел режиссер, или это талант Натали Бей затмил актерское мастерство Жалиля Леспера, но за его начальницей, Каролин, зритель начинает наблюдать с куда большим сочувствием. Даже тогда, когда ей так и не удается оберечь своего молодого протеже от роковых ошибок.
Забавно, что сейчас, десять лет спустя, когда французским копам мешает не (часто вымышленная) «русско-узбекская мафия», а вполне реальная волна криминализированных «беженцев», подобный фильм, пока что, невозможен. Ибо, кто вместо «refugees, welcome!» осмелится написать: «Attention: refugees!» или «refugees: danger!» рискует быть уволенным из западноевропейских «органов», как расист. Это не фейк. Ну да с узбеками и странными русскими (похоже, как раз таки «refugees» из Таджикистана или Узбекистана), можно было не стесняться. Забавно, что жесткий допрос подозреваемого идет на фоне постера к «За шкуру полицейского» и Делон неодобрительно наблюдает со стены, до чего опростились полицейские методы. «Русские» мафиози поданы настолько утрировано (постарались играющие «русских узбеков» Олег Касьян и Канищев), но фильм вовсе не о них и не об их разборках с польской мафией. «Молодой лейтенант» - умная картина о проблемах внутри французской полиции, в которую в 21-ом веке, похоже, стали идет те же «кадры», что у нас во время «ельциновщины» - ограниченные, не всегда знающие закон Не случайно Каролина задумчиво улыбается (а ля «Мона Лиза»), когда замечает, что новый лейтенант, Деруйё, еще неиспорчен, еще полон юношеского максимализма. И она хочет уберечь его, а потом он куда достойнее остальных её сотрудников!
И Антуан Деруйё и не стесняется, пусть и под бдительным присмотром героини Н. Бей. Но, увы, прошли «делоновские» времена лихого сыщика, раскрывающего преступления при помощи кулака и револьвера. А вот гибнут «слуги закона» все так же без излишней бюрократии.
В картине Ксавье Бувуа есть масса отсылок к былым шедеврам «полицейского реализма», например, к фильму Иствуда 90-ого года «Новичок». Ну а через пяток лет, в картине «ПАЛИЦИЯ», уже Майвейн Ле Беско пойдет по «следам» «Молодого лейтенанта» и покажет всю неприглядность ежедневной полицейской работы, рутины, на три четвери состоящий из бюрократии.
. В "Молодом лейтенанте" всего две-три ярких «полицейских» сцены погоня, допрос, перестрелка. Это не боевик! Большую часть времени казалось бы, непонятно зачем занимают визиты персонажаНатали Бей в «общество Анонимных алкоголиков» - казалось бы, скукота. Но и на работе та же «скукота», причем, оперу, как и алкоголику "в завязке", стоит лишь раз расслабиться - и готово, получишь трагичный финал в «бестолковку». Очень сильная и удачная параллель.
Рошди Зем («оперативник Соло») вместе с супругой добавляют в «Молодого лейтенанта» ситуации, когда «рабочий задор разбился о быт», ветеран французского кино Жак Перрен хорош в роли уставшего от волокиты старого судьи но всячески поддерживающего её значимость, ибо «без правильной бумажки дела не сошьешь!». В роли одного из «оперов» снялся и сам режиссер.
Один из моих любимых реалистичных фильмов о буднях «уголовки», Если бы Кивинов не зацикливался на «пьяных ментовских байках». Первый сезон наших «Улиц» мог бы смотреться не хуже.
Заслуженно!
И вот, совершенно незаметно, под пару «косяков» с марихуаной на ночной прогулке, под несколько философских бесед о смысле жизни и службы в полиции, на экране происходит «подмена главного героя». - Не знаю, этого ли хотел режиссер, или это талант Натали Бей затмил актерское мастерство Жалиля Леспера, но за его начальницей, Каролин, зритель начинает наблюдать с куда большим сочувствием. Даже тогда, когда ей так и не удается оберечь своего молодого протеже от роковых ошибок.
Забавно, что сейчас, десять лет спустя, когда французским копам мешает не (часто вымышленная) «русско-узбекская мафия», а вполне реальная волна криминализированных «беженцев», подобный фильм, пока что, невозможен. Ибо, кто вместо «refugees, welcome!» осмелится написать: «Attention: refugees!» или «refugees: danger!» рискует быть уволенным из западноевропейских «органов», как расист. Это не фейк. Ну да с узбеками и странными русскими (похоже, как раз таки «refugees» из Таджикистана или Узбекистана), можно было не стесняться. Забавно, что жесткий допрос подозреваемого идет на фоне постера к «За шкуру полицейского» и Делон неодобрительно наблюдает со стены, до чего опростились полицейские методы. «Русские» мафиози поданы настолько утрировано (постарались играющие «русских узбеков» Олег Касьян и Канищев), но фильм вовсе не о них и не об их разборках с польской мафией. «Молодой лейтенант» - умная картина о проблемах внутри французской полиции, в которую в 21-ом веке, похоже, стали идет те же «кадры», что у нас во время «ельциновщины» - ограниченные, не всегда знающие закон Не случайно Каролина задумчиво улыбается (а ля «Мона Лиза»), когда замечает, что новый лейтенант, Деруйё, еще неиспорчен, еще полон юношеского максимализма. И она хочет уберечь его, а потом он куда достойнее остальных её сотрудников!
И Антуан Деруйё и не стесняется, пусть и под бдительным присмотром героини Н. Бей. Но, увы, прошли «делоновские» времена лихого сыщика, раскрывающего преступления при помощи кулака и револьвера. А вот гибнут «слуги закона» все так же без излишней бюрократии.
В картине Ксавье Бувуа есть масса отсылок к былым шедеврам «полицейского реализма», например, к фильму Иствуда 90-ого года «Новичок». Ну а через пяток лет, в картине «ПАЛИЦИЯ», уже Майвейн Ле Беско пойдет по «следам» «Молодого лейтенанта» и покажет всю неприглядность ежедневной полицейской работы, рутины, на три четвери состоящий из бюрократии.
. В "Молодом лейтенанте" всего две-три ярких «полицейских» сцены погоня, допрос, перестрелка. Это не боевик! Большую часть времени казалось бы, непонятно зачем занимают визиты персонажаНатали Бей в «общество Анонимных алкоголиков» - казалось бы, скукота. Но и на работе та же «скукота», причем, оперу, как и алкоголику "в завязке", стоит лишь раз расслабиться - и готово, получишь трагичный финал в «бестолковку». Очень сильная и удачная параллель.
Рошди Зем («оперативник Соло») вместе с супругой добавляют в «Молодого лейтенанта» ситуации, когда «рабочий задор разбился о быт», ветеран французского кино Жак Перрен хорош в роли уставшего от волокиты старого судьи но всячески поддерживающего её значимость, ибо «без правильной бумажки дела не сошьешь!». В роли одного из «оперов» снялся и сам режиссер.
Один из моих любимых реалистичных фильмов о буднях «уголовки», Если бы Кивинов не зацикливался на «пьяных ментовских байках». Первый сезон наших «Улиц» мог бы смотреться не хуже.