Два года «на полке»: слишком умно, слишком красиво, слишком неспешно. И не тот «Маяковский!»
Фильму Николаса Роуга «Эврика», с его потрясающим звездным составом молодые Рутгер Хауэр, Тереза Рассел, и ветеран уже в те годы, исполин американского кино Джин Хэкмен, Лотер, Джо Пеши и необычайно красивый в начале свой карьеры Микки Рурк, играют по высшему классу (в пределах собственных ролей), но, повторю, картине не повезло быть снятым с запозданием. Или с, минимум, двадцатилетним опережением графика. Дело в том, что с начала 80-ых и до конца века, Голливуд наловчился делать умные триллеры картины, в которых не только заложены интересные драматические коллизии, но и их, этих коллизий, разрешение сопровождается острым экшном, со стрельбой, в быстрой динамике детектива. В этом фильме с содержанием все в порядке порой даже жаль, что не читал романа, на котором основан сценарий. Порой не жаль, потому что картина неторопливо нельзя же давать ответы на все загадки сразу! дарит нам умопомрачительное, даже можно сказать, немного «заумное» действо, раскрывающее, в итоге, всё, что было заложено в книге.
Фильм, хоть и пролежал пару лет «на полке» - оказывается, и в Голливуде обычное явление! красив и загадочен. Он дает нам с первых минут понять, что речь в нем вовсе не о привычных нам золотоискателях из повестей Олега Куваева или Джека Лондона. Герой Хэкмена, Джек МакКенн, хладнокровно расплачивается пулями с помогшими ему отыскать россыпь проводниками. Да вот беда, россыпь эта - еще не жила. А сама золотоносная жила уходит от старателя. И тут в первый раз в качестве кинематографической силы в «Эврике» выступает мистика: некий камень плюс ворожба подруги героя, - и он богат на всю жизнь!
Но и после двойного убийства (оказавшегося не таким уж нужным), Джек МакКенна не может не вызывать сочувствия и симпатии. И дело не только в харизме Хэкмена его герою, оказывается, богатство было нужно лишь для того, чтоб обеспечить себе максимальную самостоятельность, приобрести личный остров, дабы не зависеть более от мира, в котором он видел так мало добра. Эта независимость и привычка всего добиваться самостоятельно приводил его к изоляции от общества. Еще и жена спивается, а молодая дочка предпочитает проводить время на континенте. Привыкший с самостоятельности, МакКенна пытается прожить «самодостаточным», но тут-то и кроются подстерегающие его новые ловушки. Он перестает быть в курсе «дыхания современности» - да она ему и не нужна, он уже слишком для этого самодостаточен. Самодостаточность предполагает вызов: «без вас обойдусь!». Но вот окружающий мир не «обойдется» без красивого острова, где можно понаставить дворцов и казино, где живет «принцесса», охмурив которую можно заработать миллионы.
Так, неспешно фильм подводит нас к парадоксу Роберта Шекли о то, что «все первопроходцы дебилы: они совершают немыслимое, только потому, что не способны подумать о трудностях». Первое наступление мафии Джек МакКенна отбивает именно за счет того, что и подумать не может против каких сил выступает. Он считает, что, как и на Севере все решит, кто первым выстрелит, кто первым испугается. И с великолепным превосходством герой Хэкмена говорит наемным убийцам: «Ты знаешь, что такое убийство? Оно никогда от тебя не отстанет! Оно слишком тяжелый груз для обычного человека, вы не тронете меня, слабаки!».
Поэтому его и удается застать врасплох гангстерам, посланным Маяковским (не поэтом, а еврейским гангстером, в исполнении Джо Пеши), Джеку приходится вновь прибегать к выдуманной или нет, но помогающей ему, силе талисмана.
Но все усложняется, когда МакКенна вступает в конфликт и с Клодом Ван Хорном (Рутгер Хауэр), женихом любимой дочери, которая в своей решительности и самостоятельности пошла в отца (потрясающая роль Терезы Рассел уникальной актрисы, покорившей Голливуд - не только без обычного актерского образования). Но герой слишком уверен в себе и в своем талисмане. В связи с чем, картина снова поражает рядом сюрреалистических картин и шабашем «вуду» Клод решает противопоставить защищающей МакКенну мистической силе талисмана низкую животную магию вудуизма.
В итоге, не каждый и поймет кому именно, как именно удалось победить героя. Сцена убийства довольно страшновата, не рекомендовал бы детям, еще самостоятельно не лазающим по ютубу. Но главное по мысли создателей разворачивается уже после гибели старика на процессе над Клодом, где в качестве главной свидетельницы блистает Тереза Рассел. Фееричный диалог, прекрасная игра.
Если бы на этой основе Николас Роуг с актерами слепил бы из "Эврики" триллер, фильм бы имел шансы попасть в золотые коллекции. К сожалению несмотря на гангстеров, выстрелы, смерти перед нами, по стилистике чистая драма. В год выхода фильм остался незамеченным. Но сейчас, когда весь «ум» из триллеров уже куда-то вылетел (если не считать триллеров с психоаналитиками в главных героях), когда внимание зрителей снова возвращается к красивым и экзотичным драмам рекомендовал бы рискнуть вспомнить «Эврику». Если не понравится всегда можно переключиться на боевик.
Фильм, хоть и пролежал пару лет «на полке» - оказывается, и в Голливуде обычное явление! красив и загадочен. Он дает нам с первых минут понять, что речь в нем вовсе не о привычных нам золотоискателях из повестей Олега Куваева или Джека Лондона. Герой Хэкмена, Джек МакКенн, хладнокровно расплачивается пулями с помогшими ему отыскать россыпь проводниками. Да вот беда, россыпь эта - еще не жила. А сама золотоносная жила уходит от старателя. И тут в первый раз в качестве кинематографической силы в «Эврике» выступает мистика: некий камень плюс ворожба подруги героя, - и он богат на всю жизнь!
Но и после двойного убийства (оказавшегося не таким уж нужным), Джек МакКенна не может не вызывать сочувствия и симпатии. И дело не только в харизме Хэкмена его герою, оказывается, богатство было нужно лишь для того, чтоб обеспечить себе максимальную самостоятельность, приобрести личный остров, дабы не зависеть более от мира, в котором он видел так мало добра. Эта независимость и привычка всего добиваться самостоятельно приводил его к изоляции от общества. Еще и жена спивается, а молодая дочка предпочитает проводить время на континенте. Привыкший с самостоятельности, МакКенна пытается прожить «самодостаточным», но тут-то и кроются подстерегающие его новые ловушки. Он перестает быть в курсе «дыхания современности» - да она ему и не нужна, он уже слишком для этого самодостаточен. Самодостаточность предполагает вызов: «без вас обойдусь!». Но вот окружающий мир не «обойдется» без красивого острова, где можно понаставить дворцов и казино, где живет «принцесса», охмурив которую можно заработать миллионы.
Так, неспешно фильм подводит нас к парадоксу Роберта Шекли о то, что «все первопроходцы дебилы: они совершают немыслимое, только потому, что не способны подумать о трудностях». Первое наступление мафии Джек МакКенна отбивает именно за счет того, что и подумать не может против каких сил выступает. Он считает, что, как и на Севере все решит, кто первым выстрелит, кто первым испугается. И с великолепным превосходством герой Хэкмена говорит наемным убийцам: «Ты знаешь, что такое убийство? Оно никогда от тебя не отстанет! Оно слишком тяжелый груз для обычного человека, вы не тронете меня, слабаки!».
Поэтому его и удается застать врасплох гангстерам, посланным Маяковским (не поэтом, а еврейским гангстером, в исполнении Джо Пеши), Джеку приходится вновь прибегать к выдуманной или нет, но помогающей ему, силе талисмана.
Но все усложняется, когда МакКенна вступает в конфликт и с Клодом Ван Хорном (Рутгер Хауэр), женихом любимой дочери, которая в своей решительности и самостоятельности пошла в отца (потрясающая роль Терезы Рассел уникальной актрисы, покорившей Голливуд - не только без обычного актерского образования). Но герой слишком уверен в себе и в своем талисмане. В связи с чем, картина снова поражает рядом сюрреалистических картин и шабашем «вуду» Клод решает противопоставить защищающей МакКенну мистической силе талисмана низкую животную магию вудуизма.
В итоге, не каждый и поймет кому именно, как именно удалось победить героя. Сцена убийства довольно страшновата, не рекомендовал бы детям, еще самостоятельно не лазающим по ютубу. Но главное по мысли создателей разворачивается уже после гибели старика на процессе над Клодом, где в качестве главной свидетельницы блистает Тереза Рассел. Фееричный диалог, прекрасная игра.
Если бы на этой основе Николас Роуг с актерами слепил бы из "Эврики" триллер, фильм бы имел шансы попасть в золотые коллекции. К сожалению несмотря на гангстеров, выстрелы, смерти перед нами, по стилистике чистая драма. В год выхода фильм остался незамеченным. Но сейчас, когда весь «ум» из триллеров уже куда-то вылетел (если не считать триллеров с психоаналитиками в главных героях), когда внимание зрителей снова возвращается к красивым и экзотичным драмам рекомендовал бы рискнуть вспомнить «Эврику». Если не понравится всегда можно переключиться на боевик.