Камелии
«Дама с камелиями» - это популярный роман Александра Дюма (сына), легший в основу оперы, получившей название «Травиата». Роман повествует о любви парижской куртизанки и молодого Армана Дюваля. Прототипом Маргариты стала возлюбленная Дюма Мари Дюплесси, умершая в 23 года от туберкулеза. Из-за своей болезни сильные запахи были для нее практически непереносимы; аромат гиацинтов и роз вызывал у нее головокружение, поэтому она предпочитала камелии, которые практически не пахнут.
Повествование в произведении ведется от первого лица и начинается 12 марта 1847 когда, когда рассказчик читает объявление о том, что в богатом доме проходит распродажа мебели и предметов роскоши, оставшихся после смерти владельца Маргариты Готье. Главный герой приезжает на место и под влиянием внезапного побуждения за большую сумму денег выкупает книгу «Манон Леско», написанную неким Арманом Дювалем. Спустя несколько дней объявляется сам Арман Дюваль. Он просит перепродать ему книгу. Арман узнает историю куртизанки Маргариты Готье.
После этого начинается основное повествование. Читатель узнает о том, что впервые Арман увидел ее в театре и сразу же влюбился, хотя Маргарита лишь посмеивалась над ним. Под благовидным предлогом он оказался у нее в гостях и был поражен тем, что умирающая от чахотки женщина позволяет себе столько веселиться, принимать гостей до поздней ночи и пить. Найдя подходящий момент, Арман признается ей в любви, а Маргарита соглашается стать его любовницей. Однако она добавляет, что уже давно ищет себе молодого любовника, покорного и не требующего ничего, кроме любви. Несмотря на свое заявление, со временем Маргариты проникается ответным чувством. Она решает бросить своих покровителей и уединиться с Арманом в деревне. Влюбленные ведут тихую идиллическую жизнь. Однако все меняется в тот момент, когда Арман узнает о том, что привыкшая к роскоши спутница тайно распродает свое имущество, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами. О финансовых тяготах узнает отец Армана. В отсутствие сына он приезжает к Маргарите и просит ее спасти Армана от приближающегося разорения.
После выхода роман сразу же приобрел популярность. Драматург Сироден порекомендовал Дюма-сыну переделать произведение в пьесу. Закончив работу, он показал ее своему отца. Дюма-отец оказался в таком восхищении, что решил поставить ее в своем театре, но этому не было суждено случиться из-за революции 1848 года. В 1850 году Дюма переработал драму. Театр «Водевиль» дал согласие на ее постановку, но возникло препятствие: сюжет для своего времени был слишком смелый, поэтому министр полиции запретил пьесу. Дюма обращались к цензору, но запрет так и оставался в силе. Лишь только события переворота 2 декабря сняли запрет на постановку.
Учитывая популярность произведения, нет ничего удивительного в том, что к нему испытывают интерес представители творческих профессий. Кинематограф в данном случае не стал исключением. Впервые произведением заинтересовались французские кинематографисты, выпустившие свою версию в 1912 году. Англичане предоставили свой первый вариант истории в 1915, а в 1917 году свою версию выпустили американские кинематографисты. В 1921 году вышла версия с Рудольфом Валентино. До появления звукового кино «Дама с камелиями» была экранизирована шесть раз, однако наибольшую популярность кинематографические произведения стали получить уже после появления звука в кино. В 1936 году вышла версия с Робертом Тейлором и Гретой Гарбо в главной роли. Гарбо удостоилась премии «Оскар», а фильм моментально вошел в классику голливудского кинематографа.
Среди экранизаций также можно выделить испанский фильм 1962 года и телевизионный фильм 1984 года. Телевизионная версия была поставлена режиссером Десмондом Дэвисом, а главные роли достались Грете Скакки, исполнившей роль Маргариты и Колину Ферту, воплотившему образ Арманда. Из актерского состава также стоит отметить Джона Гилгуда, Бена Кингсли, Рэйчел Кемпсон и Дэвида Суше.
Экранизация, несмотря на телевизионный формат, стала довольно популярной версией произведения. И это совершенно не удивляет. Безусловно, перед нами не версия 1936 года, ставшая классикой, но все же «Дама с камелиями» версии 1984 года заслуживает зрительского внимания благодаря постановке Десмонда Дэвиса, замечательной актерской игре исполнителей главных ролей, гармоничного музыкального оформления, качественной работой декораторов и замечательным пейзажам.
Повествование в произведении ведется от первого лица и начинается 12 марта 1847 когда, когда рассказчик читает объявление о том, что в богатом доме проходит распродажа мебели и предметов роскоши, оставшихся после смерти владельца Маргариты Готье. Главный герой приезжает на место и под влиянием внезапного побуждения за большую сумму денег выкупает книгу «Манон Леско», написанную неким Арманом Дювалем. Спустя несколько дней объявляется сам Арман Дюваль. Он просит перепродать ему книгу. Арман узнает историю куртизанки Маргариты Готье.
После этого начинается основное повествование. Читатель узнает о том, что впервые Арман увидел ее в театре и сразу же влюбился, хотя Маргарита лишь посмеивалась над ним. Под благовидным предлогом он оказался у нее в гостях и был поражен тем, что умирающая от чахотки женщина позволяет себе столько веселиться, принимать гостей до поздней ночи и пить. Найдя подходящий момент, Арман признается ей в любви, а Маргарита соглашается стать его любовницей. Однако она добавляет, что уже давно ищет себе молодого любовника, покорного и не требующего ничего, кроме любви. Несмотря на свое заявление, со временем Маргариты проникается ответным чувством. Она решает бросить своих покровителей и уединиться с Арманом в деревне. Влюбленные ведут тихую идиллическую жизнь. Однако все меняется в тот момент, когда Арман узнает о том, что привыкшая к роскоши спутница тайно распродает свое имущество, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами. О финансовых тяготах узнает отец Армана. В отсутствие сына он приезжает к Маргарите и просит ее спасти Армана от приближающегося разорения.
После выхода роман сразу же приобрел популярность. Драматург Сироден порекомендовал Дюма-сыну переделать произведение в пьесу. Закончив работу, он показал ее своему отца. Дюма-отец оказался в таком восхищении, что решил поставить ее в своем театре, но этому не было суждено случиться из-за революции 1848 года. В 1850 году Дюма переработал драму. Театр «Водевиль» дал согласие на ее постановку, но возникло препятствие: сюжет для своего времени был слишком смелый, поэтому министр полиции запретил пьесу. Дюма обращались к цензору, но запрет так и оставался в силе. Лишь только события переворота 2 декабря сняли запрет на постановку.
Учитывая популярность произведения, нет ничего удивительного в том, что к нему испытывают интерес представители творческих профессий. Кинематограф в данном случае не стал исключением. Впервые произведением заинтересовались французские кинематографисты, выпустившие свою версию в 1912 году. Англичане предоставили свой первый вариант истории в 1915, а в 1917 году свою версию выпустили американские кинематографисты. В 1921 году вышла версия с Рудольфом Валентино. До появления звукового кино «Дама с камелиями» была экранизирована шесть раз, однако наибольшую популярность кинематографические произведения стали получить уже после появления звука в кино. В 1936 году вышла версия с Робертом Тейлором и Гретой Гарбо в главной роли. Гарбо удостоилась премии «Оскар», а фильм моментально вошел в классику голливудского кинематографа.
Среди экранизаций также можно выделить испанский фильм 1962 года и телевизионный фильм 1984 года. Телевизионная версия была поставлена режиссером Десмондом Дэвисом, а главные роли достались Грете Скакки, исполнившей роль Маргариты и Колину Ферту, воплотившему образ Арманда. Из актерского состава также стоит отметить Джона Гилгуда, Бена Кингсли, Рэйчел Кемпсон и Дэвида Суше.
Экранизация, несмотря на телевизионный формат, стала довольно популярной версией произведения. И это совершенно не удивляет. Безусловно, перед нами не версия 1936 года, ставшая классикой, но все же «Дама с камелиями» версии 1984 года заслуживает зрительского внимания благодаря постановке Десмонда Дэвиса, замечательной актерской игре исполнителей главных ролей, гармоничного музыкального оформления, качественной работой декораторов и замечательным пейзажам.