Призрак свободы
Зритель, знакомый с творчеством режиссера, прекрасно знает, что название картины уже присутствовало во фразе, произнесенной в фильме «Млечный путь», где было сказано, что свобода есть лишь призрак. Фраза, как и название фильма, является данью Карлу Марксу, написавшему в «Коммунистическом манифесте» о том, что призрак коммунизма бродит по Европе.
Кроме того, свобода, которая в самой первой сцене выглядит свободой социальной и политической, затем получает иной смысл свобода творца и художника столь же иллюзорна, как и любая другая.
Сам же Луис Бунюэль говорил о том, что ему было трудно писать и ставить фильм. Он представлялся ему несколько отчужденным, а некоторые эпизоды затмевали другие. Несмотря на это, он неоднократно говорил о том, что «Призрак свободы» является одним из тех фильмов, которым он отдает свое предпочтение. Режиссер говорил, что ему интересен замысел, любовная сцена между теткой и племянником, сцены поиска потерявшейся девочки, которая никуда и не исчезла, сцена с префектами полиции. Кроме того, он выделял финал в зоосаде.
Нельзя не отметить, что сам режиссер говорил о том, что раздумывая над «Млечным путем» (1969), «Скромным обаянием буржуазии» (1972) и «Призраком свободы» (1974), сделанными по оригинальным сценариям, представляет их своеобразной трилогией. Впрочем, иногда он называл их средневековым триптихом. Одни и те же вопросы, темы и даже фразы можно увидеть и услышать во всех трех фильмах. Бунюэль говорил о том, что все они о поиске истины, от которой необходимо бежать, еда она открыта. Он также добавлял, что в них заложена демонстрация неумолимая сила социальной рутины.
Режиссер строит фильм как серию неординарных эпизодов, ни один из которых не имеет традиционного логического и смыслового завершения. Однако если в своем втором фильме трилогии все время прерываемая процедура поглощения пищи использовалась в качестве главного побудительного мотива к действию, то здесь события соединяются лишь благодаря своей парадоксальности.
Буржуа, собравшиеся на ужин, восседают за большим столом на унитазах. Со спущенными штанами они ведут светские беседы. А если неожиданно кому-то вздумается насладиться пищей, то для этого необходимо уединиться в туалетной комнате, чтобы в одиночестве удовлетворить естественную потребность организма. Патриоты, которых приговорили к смертной казни, кричат: «Да здравствуют оковы».
Молодой человек снимает номер для того, чтобы исполнить свою давнюю мечту переспать с женщиной, воспитывающей его с самого детства. Некий мужчина дарит маленьким девочкам очень подозрительные открытки. Зритель, заподозривший что-то не то, неожиданно получает разгадку: на открытках запечатлены достопримечательности столицы.
В картине «Призрак свободы» переплетаются смысл и бессмыслица, логика и абсурд, меняя свои значения с одного полюса на другой.
Кроме того, свобода, которая в самой первой сцене выглядит свободой социальной и политической, затем получает иной смысл свобода творца и художника столь же иллюзорна, как и любая другая.
Сам же Луис Бунюэль говорил о том, что ему было трудно писать и ставить фильм. Он представлялся ему несколько отчужденным, а некоторые эпизоды затмевали другие. Несмотря на это, он неоднократно говорил о том, что «Призрак свободы» является одним из тех фильмов, которым он отдает свое предпочтение. Режиссер говорил, что ему интересен замысел, любовная сцена между теткой и племянником, сцены поиска потерявшейся девочки, которая никуда и не исчезла, сцена с префектами полиции. Кроме того, он выделял финал в зоосаде.
Нельзя не отметить, что сам режиссер говорил о том, что раздумывая над «Млечным путем» (1969), «Скромным обаянием буржуазии» (1972) и «Призраком свободы» (1974), сделанными по оригинальным сценариям, представляет их своеобразной трилогией. Впрочем, иногда он называл их средневековым триптихом. Одни и те же вопросы, темы и даже фразы можно увидеть и услышать во всех трех фильмах. Бунюэль говорил о том, что все они о поиске истины, от которой необходимо бежать, еда она открыта. Он также добавлял, что в них заложена демонстрация неумолимая сила социальной рутины.
Режиссер строит фильм как серию неординарных эпизодов, ни один из которых не имеет традиционного логического и смыслового завершения. Однако если в своем втором фильме трилогии все время прерываемая процедура поглощения пищи использовалась в качестве главного побудительного мотива к действию, то здесь события соединяются лишь благодаря своей парадоксальности.
Буржуа, собравшиеся на ужин, восседают за большим столом на унитазах. Со спущенными штанами они ведут светские беседы. А если неожиданно кому-то вздумается насладиться пищей, то для этого необходимо уединиться в туалетной комнате, чтобы в одиночестве удовлетворить естественную потребность организма. Патриоты, которых приговорили к смертной казни, кричат: «Да здравствуют оковы».
Молодой человек снимает номер для того, чтобы исполнить свою давнюю мечту переспать с женщиной, воспитывающей его с самого детства. Некий мужчина дарит маленьким девочкам очень подозрительные открытки. Зритель, заподозривший что-то не то, неожиданно получает разгадку: на открытках запечатлены достопримечательности столицы.
В картине «Призрак свободы» переплетаются смысл и бессмыслица, логика и абсурд, меняя свои значения с одного полюса на другой.