Виторган не Боярский – Терехова нос не разобьёт!
Начать, пожалуй, надо с того, что Тирсо де Молина талантом на порядок уступал Лопе де Веге. Поэтому согласен с теми, кто считает фридовскую «Благочестивую Марту», как и его же «Дона Сезара» , достойными скорее, серебряного фонда советского кино, чем «золотого».
Лично моё мнение постановщик шедевральных, потрясающих картин типа «Двенадцатой ночи» и «Собаки на Сене» на последнем фильме и надорвался. Или как у каждого человека в жизни именно тогда у Яна Фрида был пик его творческой и интеллектуальной активности.
И вот, после Шекспира и гениального Лопе де Веги, выбран не самый талантливый автор (что, Кальдерона мало переводили!? А для «дона Сезара» вообще возьмут пьесу малоизвестных французских актеров), да и не самая смешная пьеса даже и у того же Тирсо Де Молина.
И Графиня Диана из «Собаки» (чудом выжившая потом как Миледи - не Атос ли специально такого палача нанял, чтоб «понарошку рубил), оказавшись внезапно в Испании, вынуждена жить в роли дочери небогатого дона Гомеса (Стржельчик). И возникает мысль: а не выбор ли Маргариты Тереховой на главную роль чуть ослабил фильм целиком ведь блистает, по сути, она одна. Этакий «бенефис». Или дело в партере? Или в «напарнике главного героя»?
Поймите меня правильно, я не ругаю фильм, просто рассуждаю о том, почему «Благочестивая Марта»скорее, в «Серебряном» фонде костюмированных мюзиклов СССР, а не в «Золотом», как «Собака на сене» того же Фрида. «Дуэнья» Григорьева или «Укрощение Строптивой» Колосова.
Попробуем разобраться. Вообще ужас-то кастинга перед картиной состоял в том, видимо, что перед Яном Фридом был, скорее всего, мучительнейший выбор: после триумфов в «Собаке» и первых «Мушкетерах» не взять Терехову невозможно! Кто, если не она? (хотя сугубое имхо, - можно было бы рискнуть с Алферовой , но ту в мире кино СССР отчего-то не любили) Но кого Тереховой в партнеры? Опять Боярского? Так зрители начнут хохотать, даже не вникая в смысл пьесы. К тому же существовал риск, что Михаил Сергеевич (Боярский, а не тот о ком все до сих пор нежно думают!) мог бы попытаться отомстить Маргарите Борисовне за реально разбитый в «Собаке» нос.
Пьеса о несбыточной любви, выбор пал на специализирующегося на ролях «вздыхающих романтиков» Эммануила Виторгана. Но зачем тогда было брать ему в напарники харизматичного, напористого, адски талантливого Николая Караченцова (Пастрано)? Не в пример «дону Фелипе» именно от Пастрано так и пышет с экрана дворянской удалью, задиристостью и дерзостью. А ведь, «по условиям игры» Пастрано не дворянин. Виторган-старший всегда хорош (не в пример младшему, взятому в актеры по традиции), но беда в том, что Караченцов-то ярче! Во всяком случае, в «Благочестивой Марте». А, согласитесь, совсем не дело, когда второстепенный герой затмевает главного. Когда слуга «дворянистее» господина. Причем когда Караченцов и Виторган «работают в паре» - они же оба отличные актеры, то всё прекрасно, смеешься: этакий «энергичный Тарапунька и унылый Штепсель». Но как только они разделяются, так сразу дон Фелипе совсем исчезает в лучах энергетики, испускаемой Тереховой. Даже специально выдуманные для персонажа Виторгана «гэги» - знаменитое «каков недуг ваш П-паралич!» и прочее, сами по себе запоминаются, но Фелипе не спасают. Ведь запоминаются именно эти «хохмы», а не персонаж. Но так как Виторган все же талантливый актер, первые полчаса его унылое лицо моё терпение выдерживает, благодаря выразительной мимике артиста. Но сколько можно! во второй серии «возвышенно-страдающий» и безнадежно влюбленный Фелипе начинает надоедать. Даже, когда «на помощь» является Караченцов. Возникает ощущение дворянин Пастрано хочет как-то приободрить любимого старого слугу, Фелипе. Ей богу, взяли бы вместо Караченцова Фараду или Светина у них бы получилось сделать так, чтоб даже «недужный Фелипе» казался господином и дворянином, а не грустным спаниелем в ветеринарной лечебнице. Непонятно, как не осточертел он умной Марте унылым видом и разглагольствованиями в стиле «я тебя люблю, но жизнь так неоднозначна!».
Чем же хорош фильм помимо Тереховой и Караченцова? Почему так нравится мне и зрителям? Во-первых, еще и игрой «стариков» - Кадочникова (опять же старшего страх берет от этих династий, хотя, проживи Петр Павлович дольше своих 36 лет и не погибни так трагически кто знает?), Стржельчика, - вроде бы им и реплик особенных не выдумывали, а как ярко и выразительно смотрятся на экране и старый солдат «не предающий значения словам любви» Урбино, и дон Гомес!
И бытовыми сценами, вставлять в свои фильмы такой мастер Ян Фрид: то колоритный брадобрей, то забавный осел у поилки, то пышная сцена на корриде.
И Терехова блистает столь же ярко, как и в других фильмах! Бедную Светлану Тома (донья Лусия) на её фоне не замечаешь. Как, в общем-то, и должно иногда быть в связке « Главная Героиня её наперсница». Впрочем, и Виторгана почти не замечаешь. Как НЕ должно бы быть никогда. И даже в сцене с сестрой на 30 минуте первой серии («Как смеешь ты любить убийцу брата!?»), когда Терехова повторяет почти полностью «психологический этюд» Дианы из «Собаки», она добавляет в этот эпизод новые, «вкусненькие», как говорят теперь, черты.
По слухам из Сети и даже кое-каким фактам, Маргарита Борисовна Терехова, несмотря на то, что официально объявила об «отходе от дел» еще 10 лет назад, до сих пор обучает молодых актрис. Дай бог ей здоровья а её ученицам внимательности, прилежания и таланта, может, у нас и появятся, наконец, настоящие молодые актрисы. А то прямо беда и мужской шовинизм: минимум десяток достойных актеров я могу назвать сходу. Но все это будут мужчины. Из женщин наше кино (точнее телевидение и общая политика деятелей культуры и зрителей) сделали «сериальных типажей», никак не актрис.
P.S.: Сын Павла Кадочникова, Петр, погиб меньше, чем через год после «Благочестивой Марты» и вовсе не от полученного от Виторгана удара шпагой. Он занимался альпинизмом в Карелии - а дальше дело темное, официально, «сорвался со скалы».
Лично моё мнение постановщик шедевральных, потрясающих картин типа «Двенадцатой ночи» и «Собаки на Сене» на последнем фильме и надорвался. Или как у каждого человека в жизни именно тогда у Яна Фрида был пик его творческой и интеллектуальной активности.
И вот, после Шекспира и гениального Лопе де Веги, выбран не самый талантливый автор (что, Кальдерона мало переводили!? А для «дона Сезара» вообще возьмут пьесу малоизвестных французских актеров), да и не самая смешная пьеса даже и у того же Тирсо Де Молина.
И Графиня Диана из «Собаки» (чудом выжившая потом как Миледи - не Атос ли специально такого палача нанял, чтоб «понарошку рубил), оказавшись внезапно в Испании, вынуждена жить в роли дочери небогатого дона Гомеса (Стржельчик). И возникает мысль: а не выбор ли Маргариты Тереховой на главную роль чуть ослабил фильм целиком ведь блистает, по сути, она одна. Этакий «бенефис». Или дело в партере? Или в «напарнике главного героя»?
Поймите меня правильно, я не ругаю фильм, просто рассуждаю о том, почему «Благочестивая Марта»скорее, в «Серебряном» фонде костюмированных мюзиклов СССР, а не в «Золотом», как «Собака на сене» того же Фрида. «Дуэнья» Григорьева или «Укрощение Строптивой» Колосова.
Попробуем разобраться. Вообще ужас-то кастинга перед картиной состоял в том, видимо, что перед Яном Фридом был, скорее всего, мучительнейший выбор: после триумфов в «Собаке» и первых «Мушкетерах» не взять Терехову невозможно! Кто, если не она? (хотя сугубое имхо, - можно было бы рискнуть с Алферовой , но ту в мире кино СССР отчего-то не любили) Но кого Тереховой в партнеры? Опять Боярского? Так зрители начнут хохотать, даже не вникая в смысл пьесы. К тому же существовал риск, что Михаил Сергеевич (Боярский, а не тот о ком все до сих пор нежно думают!) мог бы попытаться отомстить Маргарите Борисовне за реально разбитый в «Собаке» нос.
Пьеса о несбыточной любви, выбор пал на специализирующегося на ролях «вздыхающих романтиков» Эммануила Виторгана. Но зачем тогда было брать ему в напарники харизматичного, напористого, адски талантливого Николая Караченцова (Пастрано)? Не в пример «дону Фелипе» именно от Пастрано так и пышет с экрана дворянской удалью, задиристостью и дерзостью. А ведь, «по условиям игры» Пастрано не дворянин. Виторган-старший всегда хорош (не в пример младшему, взятому в актеры по традиции), но беда в том, что Караченцов-то ярче! Во всяком случае, в «Благочестивой Марте». А, согласитесь, совсем не дело, когда второстепенный герой затмевает главного. Когда слуга «дворянистее» господина. Причем когда Караченцов и Виторган «работают в паре» - они же оба отличные актеры, то всё прекрасно, смеешься: этакий «энергичный Тарапунька и унылый Штепсель». Но как только они разделяются, так сразу дон Фелипе совсем исчезает в лучах энергетики, испускаемой Тереховой. Даже специально выдуманные для персонажа Виторгана «гэги» - знаменитое «каков недуг ваш П-паралич!» и прочее, сами по себе запоминаются, но Фелипе не спасают. Ведь запоминаются именно эти «хохмы», а не персонаж. Но так как Виторган все же талантливый актер, первые полчаса его унылое лицо моё терпение выдерживает, благодаря выразительной мимике артиста. Но сколько можно! во второй серии «возвышенно-страдающий» и безнадежно влюбленный Фелипе начинает надоедать. Даже, когда «на помощь» является Караченцов. Возникает ощущение дворянин Пастрано хочет как-то приободрить любимого старого слугу, Фелипе. Ей богу, взяли бы вместо Караченцова Фараду или Светина у них бы получилось сделать так, чтоб даже «недужный Фелипе» казался господином и дворянином, а не грустным спаниелем в ветеринарной лечебнице. Непонятно, как не осточертел он умной Марте унылым видом и разглагольствованиями в стиле «я тебя люблю, но жизнь так неоднозначна!».
Чем же хорош фильм помимо Тереховой и Караченцова? Почему так нравится мне и зрителям? Во-первых, еще и игрой «стариков» - Кадочникова (опять же старшего страх берет от этих династий, хотя, проживи Петр Павлович дольше своих 36 лет и не погибни так трагически кто знает?), Стржельчика, - вроде бы им и реплик особенных не выдумывали, а как ярко и выразительно смотрятся на экране и старый солдат «не предающий значения словам любви» Урбино, и дон Гомес!
И бытовыми сценами, вставлять в свои фильмы такой мастер Ян Фрид: то колоритный брадобрей, то забавный осел у поилки, то пышная сцена на корриде.
И Терехова блистает столь же ярко, как и в других фильмах! Бедную Светлану Тома (донья Лусия) на её фоне не замечаешь. Как, в общем-то, и должно иногда быть в связке « Главная Героиня её наперсница». Впрочем, и Виторгана почти не замечаешь. Как НЕ должно бы быть никогда. И даже в сцене с сестрой на 30 минуте первой серии («Как смеешь ты любить убийцу брата!?»), когда Терехова повторяет почти полностью «психологический этюд» Дианы из «Собаки», она добавляет в этот эпизод новые, «вкусненькие», как говорят теперь, черты.
По слухам из Сети и даже кое-каким фактам, Маргарита Борисовна Терехова, несмотря на то, что официально объявила об «отходе от дел» еще 10 лет назад, до сих пор обучает молодых актрис. Дай бог ей здоровья а её ученицам внимательности, прилежания и таланта, может, у нас и появятся, наконец, настоящие молодые актрисы. А то прямо беда и мужской шовинизм: минимум десяток достойных актеров я могу назвать сходу. Но все это будут мужчины. Из женщин наше кино (точнее телевидение и общая политика деятелей культуры и зрителей) сделали «сериальных типажей», никак не актрис.
P.S.: Сын Павла Кадочникова, Петр, погиб меньше, чем через год после «Благочестивой Марты» и вовсе не от полученного от Виторгана удара шпагой. Он занимался альпинизмом в Карелии - а дальше дело темное, официально, «сорвался со скалы».