Единственный фильм его жизни. Но зато Перл Харпер выжила – и жива до сих пор!
«Ночь охотника» - единственный фильм, режиссером которого выступил один из любимых моих актеров, Чарльз Лотон (или Лоутон). Конечно, ему помогал с режиссурой более молодой Роберт Митчум, сыгравший так же и одну из самых потрясающих ролей в своей карьере проповедника Гэри Паулла (мне думается, что, если бы «Ночь охотника» появилась бы на видеокассетах в СССР раньше «Кошмара на улице Вязов», то именем нарицательным для ужасного злодея стало бы именно «Гэри Пауэлл», а не «Фредди Крюгер»), но больше Чарльз Лотон, несмотря на успех, фильмов не снимал. Мы с моей паранойей подозреваем, что «начинающему» в 56 лет режиссеру кое-что шепнули люди, следящие за исполнением не отмененного тогда еще в США «Кодекса Хейса» - «нельзя было показывать слуг Божьих в столь сатанинском обличии, как показал Митчум в вашей картине!».
Впрочем, обо всем по порядку. Кроме Митчума, сыгравшего абсолютно безумный, яростный характер распевающего псалмы охотника за детьми (драгоценности постепенно отходят для него на второй план), в фильме стоит так же отметить блеснувшую (особенно в финальных сценах) Лилиан Гиш, играющую «простую американскую честную вдову».
Хотя именно за финал я не ставлю фильму высший балл на мой взгляд, нарочито сделанный совершенно в духе Диккенса: зло нарастает, приближается, чаруют и прельщает глуповатых людей по пути (великолепны проповеди герой Митчума перед селянами!), вот уже скоро конец романа, простите, фильма, а могущество Зла растет и оно кажется непобедимым, но смелая немолодая женщина Рейчел Купер (персонаж Гиш), просто встает перед ним, заслоняя жертв. Встает, не веря во всемогущество зла и поступает единственно возможным образом. Кричит Гэри Пауэлл (так мне кажется), не столько от боли, сколько от удивления, но крик его ужасен. Признаться, я тоже в душе удивился, почему, так легко сбивая с пути истинного на Свой Путь, он не смог «прельстить» соседей миссис Купер так, чтоб те помешали выстрелу, а заслонили бы его, встали бы на его защиту. Хотя вглядитесь внимательней в их лица многие уже колебались и были готовы помочь убедительному, уважаемому проповеднику против почтенной односельчанки. Возможно, миссис Купер просто вовремя заставила зло умолкнуть? А, поразглагольствуй Пауэлл, - кто знает, не связали бы и мужественную сельскую даму и её детей богобоязненные соседи?
Мораль "Ночи Охотника" проста: злу нельзя давать даже начинать рекламировать себя, стрелять надо сразу.
Про других главных героев ничего особенно сказать сложно: Шелли Уинтерс (матери детей) досталась просто короткая и не слишком «богатая» роль. Нравящийся мне актер тех лет Джеймс Глисон (Барди) полностью «затенен» игрой Митчума. А тридцатилетний Питер Грейвз не слишком убедителен в роли вора и убийцы, и самая запоминающийся с ним эпизод эпизод повешения Бена Харпера.:) Серьезнее, -- реакция на неё Перл и Джона. А вот играющий Джона тринадцатилетний Билли Чепин (как и у Лотона-режиссера, у Чепина-актера, к сожалению, больше ни одного фильма) потрясающе убедителен в ряде сцен: когда его герой понимает все двуличие (а есть ли первое, другое лицо?) проповедника, очень хорошо юный актер показывает понимание, что, как не странно это ребенку, большинство людей теперь на стороне Зла, против них с сестрой. Хорош Чепин и когда спасает сестру по реке: ему страшно, но лицо его серьезно и даже - специально для сестренки? - выглядит уверенно. Жаль, больше нигде не играла и Сэлли Джейн Брюс (исполнительница роли Перл Харпер жива до сих пор) в свои 8 лет принять участие в таком фильме это многого стоит!
Чем "Ночь Охотника" определенно прекрасна, так это именно показом некоторых «особенностей национальной жизни в Америке тех лет, а, главное, реакцией на них детей: что-то Дон и Перл воспринимают крайне тяжело, а что-то как само собой разумеющееся. Замечательная игра для столь юных дебютантов, очень жаль, что «дебютантами» они и остались!
Парадоксальный вывод: именно Лилиан Гиш, Сэлли Джейн Брюс и Билли Чепин «помогли» Гэри Пауэллу, злодею Роберта Митчума стать еще более "объемным" и внушающим ужас. Особенно на лошади (Митчум вообще хорош в седле, а уж его Гэри Пауэлл!) среди темного кустарника.
Ну а если вам вдруг неинтересна актерская игра, то прекрасные пейзажи Америки полувековой давности реки, леса, лесные времянки, поселения - на все это тоже стоит посмотреть в «Ночи охотника».
Впрочем, обо всем по порядку. Кроме Митчума, сыгравшего абсолютно безумный, яростный характер распевающего псалмы охотника за детьми (драгоценности постепенно отходят для него на второй план), в фильме стоит так же отметить блеснувшую (особенно в финальных сценах) Лилиан Гиш, играющую «простую американскую честную вдову».
Хотя именно за финал я не ставлю фильму высший балл на мой взгляд, нарочито сделанный совершенно в духе Диккенса: зло нарастает, приближается, чаруют и прельщает глуповатых людей по пути (великолепны проповеди герой Митчума перед селянами!), вот уже скоро конец романа, простите, фильма, а могущество Зла растет и оно кажется непобедимым, но смелая немолодая женщина Рейчел Купер (персонаж Гиш), просто встает перед ним, заслоняя жертв. Встает, не веря во всемогущество зла и поступает единственно возможным образом. Кричит Гэри Пауэлл (так мне кажется), не столько от боли, сколько от удивления, но крик его ужасен. Признаться, я тоже в душе удивился, почему, так легко сбивая с пути истинного на Свой Путь, он не смог «прельстить» соседей миссис Купер так, чтоб те помешали выстрелу, а заслонили бы его, встали бы на его защиту. Хотя вглядитесь внимательней в их лица многие уже колебались и были готовы помочь убедительному, уважаемому проповеднику против почтенной односельчанки. Возможно, миссис Купер просто вовремя заставила зло умолкнуть? А, поразглагольствуй Пауэлл, - кто знает, не связали бы и мужественную сельскую даму и её детей богобоязненные соседи?
Мораль "Ночи Охотника" проста: злу нельзя давать даже начинать рекламировать себя, стрелять надо сразу.
Про других главных героев ничего особенно сказать сложно: Шелли Уинтерс (матери детей) досталась просто короткая и не слишком «богатая» роль. Нравящийся мне актер тех лет Джеймс Глисон (Барди) полностью «затенен» игрой Митчума. А тридцатилетний Питер Грейвз не слишком убедителен в роли вора и убийцы, и самая запоминающийся с ним эпизод эпизод повешения Бена Харпера.:) Серьезнее, -- реакция на неё Перл и Джона. А вот играющий Джона тринадцатилетний Билли Чепин (как и у Лотона-режиссера, у Чепина-актера, к сожалению, больше ни одного фильма) потрясающе убедителен в ряде сцен: когда его герой понимает все двуличие (а есть ли первое, другое лицо?) проповедника, очень хорошо юный актер показывает понимание, что, как не странно это ребенку, большинство людей теперь на стороне Зла, против них с сестрой. Хорош Чепин и когда спасает сестру по реке: ему страшно, но лицо его серьезно и даже - специально для сестренки? - выглядит уверенно. Жаль, больше нигде не играла и Сэлли Джейн Брюс (исполнительница роли Перл Харпер жива до сих пор) в свои 8 лет принять участие в таком фильме это многого стоит!
Чем "Ночь Охотника" определенно прекрасна, так это именно показом некоторых «особенностей национальной жизни в Америке тех лет, а, главное, реакцией на них детей: что-то Дон и Перл воспринимают крайне тяжело, а что-то как само собой разумеющееся. Замечательная игра для столь юных дебютантов, очень жаль, что «дебютантами» они и остались!
Парадоксальный вывод: именно Лилиан Гиш, Сэлли Джейн Брюс и Билли Чепин «помогли» Гэри Пауэллу, злодею Роберта Митчума стать еще более "объемным" и внушающим ужас. Особенно на лошади (Митчум вообще хорош в седле, а уж его Гэри Пауэлл!) среди темного кустарника.
Ну а если вам вдруг неинтересна актерская игра, то прекрасные пейзажи Америки полувековой давности реки, леса, лесные времянки, поселения - на все это тоже стоит посмотреть в «Ночи охотника».