Тема предателя и героя
«Стратегия паука» - это низкобюджетный фильм режиссера Бернардо Бертолуччи, снятый специально для телевидения и основанный на произведении «Тема предателя и героя» аргентинского прозаика, поэта и публициста Хорхе Луиса Борхеса. Борхес хорошо известен своими лаконичными фантазиями, маскирующими его рассуждения о философских или социальных проблемах. Кроме того произведения Борхеса не раз принимали форму детективных или приключенческих историй. В двадцатые годы авторы стал одним из авторов авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Если верить самому Бертолуччи, то в фильме «Стратегия паука» он рассматривает те же самые темы, что и в «Конформист», основанном на одноименном произведении Альберто Моравиа: вторжение прошлого в настоящее, героизация предательства, подобие отца и сына.
В самом начале оригинального произведения Борхес отмечает, что описываемые события вполне могли произойти где угодно. Однако действие фильма Бертолуччи неразрывно связано с местом действия регионом Эмилия-Романья.
Самые первые кадры фильма напоминают картину братьев Люмьер «Прибытие поезда». Атос выходит на улицу из поезда на одной из станций, чтобы выяснить подробности смерти отца. Он попадает на улице имени своего отца, где замечает установленный ему бюст, надпись на котором гласит что Атос старший герой, убитый в 1936 году. Кажется, что город застыл во времени; он все еще питается жизненной силой павшего; все вокруг только и делают, что говорят о нем.
Расследование приводит младшего Атоса в дом подруги его отца. Она помогает ему отыскать ближайших товарищей. Сделав это, он понимает, что их показания разнятся. Постепенно учащаются флэшбеки, в которых отца все труднее отличить от сына, а прошлое от настоящего. Сам сын все больше и больше идентифицирует себя с отцом.
В итоге на поверхность всплывает истина, которую младший Атос никак не ожидал узнать.
Подобие отца и сына в фильме проявляется в том, что младший Атос не решается открыть горожанам истину. Героическая иллюзия для него намного дороже истины. Сын становится пленником той путины, которую сплел его отец, - паутины, в которой истину практически невозможно отличить от лжи.
Темы двусмысленности и неразрешимости выявляются благодаря кинематографическим формам. Оператор методично стирает различия между днем и ночью, между светом и тенью, между прошлым и настоящим. При этом в прошлом и настоящем героев изображают одни и те же актеры. За счет этого появляется ощущение того, что время застыло.
Если верить самому Бертолуччи, то в фильме «Стратегия паука» он рассматривает те же самые темы, что и в «Конформист», основанном на одноименном произведении Альберто Моравиа: вторжение прошлого в настоящее, героизация предательства, подобие отца и сына.
В самом начале оригинального произведения Борхес отмечает, что описываемые события вполне могли произойти где угодно. Однако действие фильма Бертолуччи неразрывно связано с местом действия регионом Эмилия-Романья.
Самые первые кадры фильма напоминают картину братьев Люмьер «Прибытие поезда». Атос выходит на улицу из поезда на одной из станций, чтобы выяснить подробности смерти отца. Он попадает на улице имени своего отца, где замечает установленный ему бюст, надпись на котором гласит что Атос старший герой, убитый в 1936 году. Кажется, что город застыл во времени; он все еще питается жизненной силой павшего; все вокруг только и делают, что говорят о нем.
Расследование приводит младшего Атоса в дом подруги его отца. Она помогает ему отыскать ближайших товарищей. Сделав это, он понимает, что их показания разнятся. Постепенно учащаются флэшбеки, в которых отца все труднее отличить от сына, а прошлое от настоящего. Сам сын все больше и больше идентифицирует себя с отцом.
В итоге на поверхность всплывает истина, которую младший Атос никак не ожидал узнать.
Подобие отца и сына в фильме проявляется в том, что младший Атос не решается открыть горожанам истину. Героическая иллюзия для него намного дороже истины. Сын становится пленником той путины, которую сплел его отец, - паутины, в которой истину практически невозможно отличить от лжи.
Темы двусмысленности и неразрешимости выявляются благодаря кинематографическим формам. Оператор методично стирает различия между днем и ночью, между светом и тенью, между прошлым и настоящим. При этом в прошлом и настоящем героев изображают одни и те же актеры. За счет этого появляется ощущение того, что время застыло.