Как режиссер Лонкрэйн взял танки и Кристин Скотт Томас, чтоб режиссера Джармена с Тильдой Суинтон догнать.
Фильм Ричарда Лонкрэйна «Ричард III» надо бы отнести к разряду «антиутопия в Хоббитляндии» или просто «агитационный». А, по сути, это агитка в кубе. Всем известно, что сами пьеса Шекспира «Ричард III» была заказанной Тюдорами агиткой, чтоб хоть как-то очернить последнего короля Англии, который был англичанином по крови. Впрочем, был еще король англосаксов Гаральд тоже англосакс по крови, и, что характерно, тоже убитый в результате интервенции иноземной коалиции почти того же состава, что и Ричард французы (нормандцы), валлийцы.
Но не будем ЗДЕСЬ обелять Ричарда Третьего исторически благо он в этом уже не нуждается, ложь о принцах разоблачена почти сто лет назад, да и в 2014 году, когда были найдены брошенные на средневековой помойке останки этого короля, сразу 4 английских города спорили о праве их торжественно похоронить. Итак, повторяя сказку Шекспира о злодейском изверге, Ричард Лонкрэйн превращает свой фильм (если это можно назвать все же фильмом, а не телеспектаклем) в «агитку в квадрате». Но, в принципе, это было бы нормально ведь хорош же одноименный фильм 1955 года с Лоуренсом Оливье в роли Ричарда, хоть тот и там полностью «шекспировский», а не настоящий. Лонкрэйн смело перемещает действие пьясы в 30-40-ые года в Англии: ура, и там междоусобица! Но вот смелости в этом нет: четырьмя годами раньше, в 1991-ом, гораздо Больший Мастер, чем Лонкрейн, уже перемещал пьесу «Эдвард Второй» если не в «сегодня», то весьма близкое к нему «безвременье». Посмотрите грандиозный одноименный фильм Дерека Джармена с бесподобно играющими Джоном Линчем, Эндрю Тирнаном и божественной Тильдой Суинтон, и вы поймете, почему я обозвал творение Ричарда Лонкрэйнна «агиткой в кубе».
Точно так же, как в мощном фильме Джармена, где весьма похожий на главу нацистских штурмовиков лорд Мортимер (Нейджел Терри) и королева-валькирия Изабелла (Суинтон смотреть хотя бы ради неё!) жестко подавляют свободомыслие нерешительного и миролюбивого гомосексуализма Эдуарда и Гавестона, - точно так и в произведении Лонкрэйна Гитлер («сухорукость») - Ричард Третий (Йен МакКеллен) постепенно уничтожает всю «мягкотелую интеллигенцию». Конечно, все «ликвидированные» - лица весьма приятные, типа весельчака брата-алкоголика Кларенса (Найджел Хоторон), брата «на самом деле победившего в войне» Эдуарда (Джон Вуд) вылезших по протекции безродной королевы на командные должности бездарей вроде Риверса (Роберт Дауни младший) или невесты-вдовы государственного изменника Анны Вудвил (Кристин Скотт Томас).
У фильма «Ричард III» нельзя отнять одного: актеры, как на подбор. Но сыграть им за исключениям разрешения МакКеллену изобразить пародию на Сталина-Гитлера-Берию и прочего ужаса, - режиссер так и не дает. Ему настолько не терпится «догнать и перегнать» шедевр Джармена (мне тот фильм тоже не очень по вкусу, но к «шедеврам», пусть и недотягивающим до «Розенкранца и Гильденстерна» Тома Стоппарда, отнести «Эдуарда II» я могу именно за счет феноменальной игры актеров), что режиссер с головой "уходит в достоверность собственной утопии". И, стоит Скотт Томас начать свой знаменитый монолог о «любви к убийце», как у Лонкрэйна где-то что-то обязательно взрывается. Или мать «чудовища» в исполнении Мэгги Смит -- да как она не заговорит, звонит полевой телефон.
«Ричард III», с таким-то подбором актеров, мог бы стать высококлассным фильмом, не увлекись режиссер «погоней за лаврами Джармена» и - А представьте, как круто бы вышло, если бы, оставив текст пьесы Шекспира без изменений , постановщик и имена тоже взял из 40-ых годов. Эдуард Йорк - стал бы Чемберленом или лорд Монтгомери, из Анны Вудвил вышла бы шикарная герцогиня Виндзорская ох, уж у Скотт Томас-то прекрасно бы получилось сыграть разрывающуюся между симпатиями к Англии и нацистам «миссис Симмонс»! Но тогда пришлось бы самого Ричарда обзывать бы или Трумэном с его атомной бомбой или Черчиллем с его Ковентри и концентрационными лагерями.
На это Лонкрэйн пойти не смог. И фильм не снял такой, чтоб издевательский смех не возникал, и, самое обидное, потрясающим актерам сыграть не дал.
Рекомендую фильм "Ричард III" к просмотру. Как пример того, за что дают призы на европейских кинофестивалях. За «китч», но не слишком уж смелый.
Но не будем ЗДЕСЬ обелять Ричарда Третьего исторически благо он в этом уже не нуждается, ложь о принцах разоблачена почти сто лет назад, да и в 2014 году, когда были найдены брошенные на средневековой помойке останки этого короля, сразу 4 английских города спорили о праве их торжественно похоронить. Итак, повторяя сказку Шекспира о злодейском изверге, Ричард Лонкрэйн превращает свой фильм (если это можно назвать все же фильмом, а не телеспектаклем) в «агитку в квадрате». Но, в принципе, это было бы нормально ведь хорош же одноименный фильм 1955 года с Лоуренсом Оливье в роли Ричарда, хоть тот и там полностью «шекспировский», а не настоящий. Лонкрэйн смело перемещает действие пьясы в 30-40-ые года в Англии: ура, и там междоусобица! Но вот смелости в этом нет: четырьмя годами раньше, в 1991-ом, гораздо Больший Мастер, чем Лонкрейн, уже перемещал пьесу «Эдвард Второй» если не в «сегодня», то весьма близкое к нему «безвременье». Посмотрите грандиозный одноименный фильм Дерека Джармена с бесподобно играющими Джоном Линчем, Эндрю Тирнаном и божественной Тильдой Суинтон, и вы поймете, почему я обозвал творение Ричарда Лонкрэйнна «агиткой в кубе».
Точно так же, как в мощном фильме Джармена, где весьма похожий на главу нацистских штурмовиков лорд Мортимер (Нейджел Терри) и королева-валькирия Изабелла (Суинтон смотреть хотя бы ради неё!) жестко подавляют свободомыслие нерешительного и миролюбивого гомосексуализма Эдуарда и Гавестона, - точно так и в произведении Лонкрэйна Гитлер («сухорукость») - Ричард Третий (Йен МакКеллен) постепенно уничтожает всю «мягкотелую интеллигенцию». Конечно, все «ликвидированные» - лица весьма приятные, типа весельчака брата-алкоголика Кларенса (Найджел Хоторон), брата «на самом деле победившего в войне» Эдуарда (Джон Вуд) вылезших по протекции безродной королевы на командные должности бездарей вроде Риверса (Роберт Дауни младший) или невесты-вдовы государственного изменника Анны Вудвил (Кристин Скотт Томас).
У фильма «Ричард III» нельзя отнять одного: актеры, как на подбор. Но сыграть им за исключениям разрешения МакКеллену изобразить пародию на Сталина-Гитлера-Берию и прочего ужаса, - режиссер так и не дает. Ему настолько не терпится «догнать и перегнать» шедевр Джармена (мне тот фильм тоже не очень по вкусу, но к «шедеврам», пусть и недотягивающим до «Розенкранца и Гильденстерна» Тома Стоппарда, отнести «Эдуарда II» я могу именно за счет феноменальной игры актеров), что режиссер с головой "уходит в достоверность собственной утопии". И, стоит Скотт Томас начать свой знаменитый монолог о «любви к убийце», как у Лонкрэйна где-то что-то обязательно взрывается. Или мать «чудовища» в исполнении Мэгги Смит -- да как она не заговорит, звонит полевой телефон.
«Ричард III», с таким-то подбором актеров, мог бы стать высококлассным фильмом, не увлекись режиссер «погоней за лаврами Джармена» и - А представьте, как круто бы вышло, если бы, оставив текст пьесы Шекспира без изменений , постановщик и имена тоже взял из 40-ых годов. Эдуард Йорк - стал бы Чемберленом или лорд Монтгомери, из Анны Вудвил вышла бы шикарная герцогиня Виндзорская ох, уж у Скотт Томас-то прекрасно бы получилось сыграть разрывающуюся между симпатиями к Англии и нацистам «миссис Симмонс»! Но тогда пришлось бы самого Ричарда обзывать бы или Трумэном с его атомной бомбой или Черчиллем с его Ковентри и концентрационными лагерями.
На это Лонкрэйн пойти не смог. И фильм не снял такой, чтоб издевательский смех не возникал, и, самое обидное, потрясающим актерам сыграть не дал.
Рекомендую фильм "Ричард III" к просмотру. Как пример того, за что дают призы на европейских кинофестивалях. За «китч», но не слишком уж смелый.