Все же лучшие Мегрэ – это Габен и сериальный Бруно Крамер
На волне интереса к Мегрэ-Аткинсону, решил вспомнить одноименный фильм, поставленный по тому же роману Сименона, - картину Жана Деланнуа «Мегрэ расставляет сети» 1958-ого года. Габен сыграл в 6 или 7-ми фильмах о Мегрэ, но эта картина остается если не самой лучшей (хороши еще два-три фильма, но в «Деле графини Сан-Фиакр», сам Сименон второпях соорудил концовку слишком уж в стиле Агаты Кристи, Пуаро: собрать всех в финале, и рассказать об их злодействах», а в картине«Мегрэ и гангстеры» слишком мало психологического напряжения), то самой «сименоновской» по духу, это, на мой взгляд, абсолютная истина.
В городе орудует маньяк, а Мегрэ попивает пиво, ну а его мысли полностью скрыты за клубами дыма его знаменитой трубки. И даже когда появляется первый подозреваемый (146% уверенности у прессы и 50; уверенности у Лино Вентуры, играющего в «Мегрэ расставляет сети» самого приближенного помощника комиссара инспектора Жанвье), комиссар не спешит проводить допрос, чего от него ждет начальство, первым делом он обстоятельно знакомиться со «средой обитания» предполагаемого преступника. (Чем, кстати, очень мало озадачивается Мегрэ-Аткинсон, даже обыски доверяя Торрансу и Лапуэну). И это сослужит комиссару полиции хорошую службу, - ведь тщательно вникая в жизнь мясника, изучая дом и, как бы сейчас сказали «микроклимат» или вообще «феншуй» жилища подозреваемого, Мегрэ-Габен узнает много интересного. Причем не о кандидате на гильотину или в сумасшедший дом, которого он так еще и не допросил, а о прежних владельцах лавки, о том, кому могло быть известно местоположение некоей задней двери в переулок из дома мясника, кто, кроме самого нынешнего обитателя, мог бы ей воспользоваться. Ленивый и неторопливый с виду комиссар знает: лишних знаний о деле не бывает, какая-нибудь из этих деталей ему обязательно что-то «расскажет» - пусть и не прямо сейчас, а впоследствии подкрепит основания для ареста подлинного преступника
Хотя этот фильм 1958 года обыкновенно относят к «французским нуарам», Деланнуа идет на, казалось бы, неоправданный для этого стиля риск: режиссер сознательно постоянно, то сам, то с помощью одного Габена, то с ним в паре с Жанной Буатель (жена Мегрэ). Между судьями и представителями префектуры носятся, как безумные, чиновники, наседают на опытного Жаньве журналисты и самое высокое начальство парижской криминальной полиции (Вентура едва успевает вытирать пот со люба), И тут же камера показывает нам, как герой Габена не спеша потягивает пивко, неторопливо прогуливается. Или как Мегрэ с женой, словно напрочь позабыв о маньяке и работе комиссара (над которой сгущаются тучи), обсуждают рецепт рагу или идут в гости к друзьям, где, поднятая было кем-то из приятелей, тема преступления тут же быстро заминается. И только в конце фильма «Мегрэ расставляет сети» от Деланнуа и понимаешь, что эти «островки спокойствия» и были едва ли не самыми гениальными кадрами за всю картину: каждый, кто привык у умственной работе от рассвета до заката, знает, насколько это невозможно: все время думать об одном и то же. Человеку грозит сумасшествие: или начнет успокаивающие глотать, или в самую глупую из компьютерных игр играть, чтоб хоть полчаса вообще ни о чем не думать. Сам великий Шерлок Холмс не мог решить этой проблемы иначе, как с помощью наркотиков. Но, поскольку, наркотики это явно не метод Мегрэ, тот позволяет мозгу «освежиться» в беседах с женой как лучше готовить кролика. (Этот же способ практиковал и Ниро Вульф). Или за игрой в карты у доктора Пардона.
Еще одним очень необычайным достоинством фильма «Мегрэ расставляет сети» 1958 года, является фигура настоящего преступника. И дело даже не в том, что в ленте Деланнуа он жалок большинство преступников у Сименона «жалкие, запутавшиеся ничтожные личности», - а в том, что режиссер позволяет матери и жене мсье Морана полностью затмить его на экране. И молодая Анни Жирардо и ветеран французского театра Люсьена Богерт (не имеющая отношения к Богарту) действительно «затушевывают» своей игрой все истерики Жана Десайи хотя тот тоже играет на отлично, но сцены с Жирардо и Богерт как бы подсказывают зрителю кто истинный виновник, почему мсье Моран «подался в маньяки». То есть фильм (и все, участвовавшие в съемках) на сто процентов выполняют главную задачу, которую ставил перед собой Сименон, пиша свои детективы ОБЪЯСНИТЬ ПРЕСТУПНИКА.
Очень рекомендую посмотреть всем, кто смотрел одноименный фильм с Аткинсоном. Сама «картинка», тут, конечно, немного не такая шикарная, как у ВВС, но все остальное. Да и вообще один из лучших фильмов для тех, кто любит, чтоб преступника не ловили на его «ляпах» или не доводили до признания эффектными трюками а полностью, как в этой картине, переигрывали психологически. Я не удивился, когда маньяк начал тихо плакать в финале