PRO+
«Спрут» - романтика борьбы за справедливость
После своего появления на телеэкранах Советского Союза этот сериал стал, как принято сейчас говорить, культовым. И правда, динамичный сюжет, экзотические реалии далекой заграницы, новый ракурс извечной борьбы добра со злом, да и просто незнакомая, а потому необычайно привлекательная рядовому советскому гражданину жизнь в Италии притягивала магнитом к экранам телевизоров миллионы людей.
Но главным отличием «Спрута» от других зарубежных сериалов, появившихся у нас примерно в то же время или чуть позднее, было то, что этот экспрессивный детектив заставлял задуматься. Согласитесь, немногие из транслировавшихся тогда импортных фильмов поднимали темы коррупции власти, продажности блюстителей закона и единства бандитов и властьпридержащих.
Криминальная жизнь маленького итальянского городка, яркие характерные образы героев, харизматичный комиссар Каттани, противостоящий отлаженной и годами функционирующей без сбоев мафиозной системе, - все это позволяло людям уйти от однообразных будней и увидеть сказку о том, что есть еще герои, могущие бросить вызов хозяевам жизни.
В середине-конце 80-х годов, когда «La Piovra» вышел на экраны в первом сезоне, именно эта тематика была необычайно актуальна для наших соотечественников – противостояние честных людей и продажных чинуш, вседозволенность хозяев жизни и бесправие рядовых граждан. У нас назревали социальные перемены, и такой фильм был как нельзя кстати.
Призванный изначально показать возможность человека оставаться человеком, даже когда это очень трудно, рассказать о том, что порядочные полицейские бывают даже при насквозь прогнившей системе власти, сериал «Спрут» неожиданно приобрел еще и воспитательную роль. Во всяком случае, у нас. Тысячи мальчишек играли уже не в козаки-разбойники, а в Коррадо Каттани. А своих противников назначали, естественно, на роль адвоката Терразини.
Последний образ, кстати, тоже был нехарактерен для нашего кинематографа – как правило, у нас было принято изображать «плохих» если не тупыми и алчными, то уж никак не такими мудрыми и глубокими людьми, каким показан в первом сезоне интеллектуал Терразини.
Но образ адвоката стал лишь фоном для яркого типажа отважного и смелого правдоборца комиссара, которым восхищались все. А на эстраде в начале 90-х даже появилась песня, хит-пародия «Капитан Каталкин».
Целое поколение советских ребят, последнее до-перестроечное поколение, было воспитано на этой красивой итальянской киноленте, где добро не пасует перед натиском более сильного и изощренного зла, где верность и достоинство присущи не сказочному герою из баллады, а рядовому полицейскому комиссару, в переводе на русский – «менту». И наши правоохранительные органы во многом должны быть благодарны «Спруту» за то, что честные и отважные мальчишки в свое время пополняли их ряды.
Прошло немало лет. Изменились реалии жизни, но сегодня по-прежнему сериал захватывает и увлекает. Замечательной игрой актеров, умело созданной интригой сюжета и новыми нюансами, на которые сегодня уже смотришь сквозь время. А удивительные мелодии, написанные Эннио Морриконе специально для «Спрута», давно стали классикой инструментальной музыки.
Но главным отличием «Спрута» от других зарубежных сериалов, появившихся у нас примерно в то же время или чуть позднее, было то, что этот экспрессивный детектив заставлял задуматься. Согласитесь, немногие из транслировавшихся тогда импортных фильмов поднимали темы коррупции власти, продажности блюстителей закона и единства бандитов и властьпридержащих.
Криминальная жизнь маленького итальянского городка, яркие характерные образы героев, харизматичный комиссар Каттани, противостоящий отлаженной и годами функционирующей без сбоев мафиозной системе, - все это позволяло людям уйти от однообразных будней и увидеть сказку о том, что есть еще герои, могущие бросить вызов хозяевам жизни.
В середине-конце 80-х годов, когда «La Piovra» вышел на экраны в первом сезоне, именно эта тематика была необычайно актуальна для наших соотечественников – противостояние честных людей и продажных чинуш, вседозволенность хозяев жизни и бесправие рядовых граждан. У нас назревали социальные перемены, и такой фильм был как нельзя кстати.
Призванный изначально показать возможность человека оставаться человеком, даже когда это очень трудно, рассказать о том, что порядочные полицейские бывают даже при насквозь прогнившей системе власти, сериал «Спрут» неожиданно приобрел еще и воспитательную роль. Во всяком случае, у нас. Тысячи мальчишек играли уже не в козаки-разбойники, а в Коррадо Каттани. А своих противников назначали, естественно, на роль адвоката Терразини.
Последний образ, кстати, тоже был нехарактерен для нашего кинематографа – как правило, у нас было принято изображать «плохих» если не тупыми и алчными, то уж никак не такими мудрыми и глубокими людьми, каким показан в первом сезоне интеллектуал Терразини.
Но образ адвоката стал лишь фоном для яркого типажа отважного и смелого правдоборца комиссара, которым восхищались все. А на эстраде в начале 90-х даже появилась песня, хит-пародия «Капитан Каталкин».
Целое поколение советских ребят, последнее до-перестроечное поколение, было воспитано на этой красивой итальянской киноленте, где добро не пасует перед натиском более сильного и изощренного зла, где верность и достоинство присущи не сказочному герою из баллады, а рядовому полицейскому комиссару, в переводе на русский – «менту». И наши правоохранительные органы во многом должны быть благодарны «Спруту» за то, что честные и отважные мальчишки в свое время пополняли их ряды.
Прошло немало лет. Изменились реалии жизни, но сегодня по-прежнему сериал захватывает и увлекает. Замечательной игрой актеров, умело созданной интригой сюжета и новыми нюансами, на которые сегодня уже смотришь сквозь время. А удивительные мелодии, написанные Эннио Морриконе специально для «Спрута», давно стали классикой инструментальной музыки.