Вы не можете изменить мир, но вы можете заставить его танцевать
Великолепный, потрясающий, почти нереальный для современного американского кинематографа фильм. Один из настоящих шедевров последних лет, доказавший, что Денни Де Вито не только великолепный актер, но и оригинальный, интересный режиссер, обладающий нестандартным чувством юмора и видением мира в целом. Его фильмы – это комедии, но они настолько черные, злые и едкие, что в них без труда угадываются крупнейшие проблемы современного общества. Какую тему бы не выбрал этот человек, в любой он найдет язвочку, и всыплет в нее столько соли, что диву даешься. С одной стороны – смешно, даже очень. А с другой – сжимается горло от злости. Де Вито не боится критики продюсеров или зрителей. И главной темой его комедий обязательно становится некая «война». В этот раз у него получилось очень милое шоу про смерть безобидного носорога Смучи.
Были жутко разочарованы те, кто надеялся увидеть в этом фильме что-то в духе «Американского пирога». И правильно, не для таких людей этот фильм. Смех в этой комедии не появляется из клоунских выходок, пошлости и тупости. Он рождается прямиком из настоящей жизни. Де Вито без малого тридцать лет вращается в шоу-бизнесе. Уж он-то знает его истинную суть. Продюсеры ничем не гнушаются, лишь бы получить прибыли. Телевизионные звезды продают себя за большие деньги. Грязный бизнес, не правда ли? И даже такое невинное и милое детское телевидение – всего лишь очередной способ подзаработать на любящих родителях, которым внушается, какие именно игрушки нужно приобретать своим чадам, каким мылом их мыть, какие книжки им читать, какими кормить йогуртами и кашами. Это очевидно, и мы с вами это давно знаем. Вот только значения уже давно не придаем. Де Вито погружает нас, ожидающих веселую семейную комедию, в мир порока, лицемерия, теневого бизнеса и коррупции.
В этой картине нет ни одного сугубо положительного героя, у каждого пороки. У кого-то меньше, у кого-то больше. Ведь даже самые принципиальные и правильные люди погружаются в это болото с головой, почувствовав запах денег. Это фильм-разоблачение, он показывает нам мир, в котором нет ничего человеческого. Даже дети – это всего лишь очередной способ заработка. А убийство – вполне обычное средство избавления от конкуренции.
Весь изображенный мир гиперболизирован, не спорю. Но если не придираться к преувеличению, то режиссер прав. И этот факт пугает. Ведь мы не остаемся сторонними наблюдателями, ведь к нам это все тоже относится прямейшим образом. Пальцами показывать не будем, но если на любом нашем телеканале копнуть поглубже, то мы увидим такое же болото нечистот, которое в состоянии затопить чуть ли не полстраны. И наш шоу-бизнес с каждым годом становится все более похожим на американский. Печально.
Де Вито удалось снять отличную, злую, едкую и насмешливую сатиру, которую он умело и тонко замаскировал под безобидную сказку. Непосвященный зритель может даже поверить, что эта комедия позитивно и мила. Но очень скоро становятся видны и очевидны истинные контуры фильма. И тут начинается настоящее великолепие фантазии, королем которого выступил Робин Уильямс. Эту свою роль он сыграл гениально, на пределе всяческих актерских способностей. Теперь он – не смешной добряк, каким мы привыкли его видеть. Он – циничный, матерящийся, желчный и продажный ублюдок. Коррумпированный, отталкивающий, жалкий, опустившийся на самое дно и все свои беды соединивший в своем образе – миловидного носорога Смучи. Не меньше удивил и Эдвард Нортон, ставший милым, добрым и наивным парнем. Хотя не так уж он наивен, как окажется. В общем, мы бы не удивились, если бы актеры поменялись ролями. Но они доказали, что безгранично талантливы в любом жанре и любом амплуа.
В прокате фильм провалился, и это меня не удивило. Кому приятно видеть, как над тобой откровенным образом измываются. А фильм заслуживает не только многократного просмотра, но и уважения к себе и к тем, кто его создал.