«Иди со мной, если хочешь жить!»
Кем был режиссер Джеймс Кэмерон до этого фильма? Никем, фактически. Всего лишь начинающим кинодеятелем, не лишенным таланта и имеющим определенные амбиции. Но его фамилия не была у всех на устах. А кем он стал после создания «Терминатора»? Верно, одной из ведущих фигур мирового кинематографа. Как-никак, он создал не просто фильм, а фильм, ставший одним из культовых. И создал он его практически на пустом месте, ведь не было ни оригинальной идеи, ни качественного сценария. Ничем этим не блещет «Терминатор». Но именно он был тем, чего так не хватало зрителям в восьмидесятых.
Бесспорно, что в идее Кэмерона не было ничего гениального, оригинального и нового. Просто он хорошо разбирался в жанре фантастики, поэтому смог собрать воедино идеи нескольких авторов, черпая их из книг жанра постапокалиптической фантастики. И на основе всех этих идей он написал сценарий, гениальностью, как я уже упоминала, не блещущий. Да-да, все предельно просто. Диалоги в картине примитивны и банальны, все сюжетные повороты уже когда-то присутствовали в картинах пятидесятых годов, и были просто подзабыты нами. Велосипеда режиссер не изобрел, он просто смог уловить, чем дышат народные массы, чего не хватает зрителям. А не хватало им мрачного и жесткого боевика об их собственной уязвимости.
И поэтому при всей своей банальности фильм банальным не выглядит. Он довольно дерзко сыграл сыграл на страхах и чувствах и зрителях восьмидесятых, которые тогда впервые начали бояться своей зависимости от технического прогресса. Финансовых средств у режиссера было не очень много, но достаточно для крепкого боевика. Упор был сделан, однако, не на технические составляющие, а на атмосферу страха и безысходности. Соответствующее настроение создается и с помощью мрачной музыки. Действительно оригинальной разработкой режиссера стал сам образ Терминатора, за это ему больше спасибо. Совершенная машина для убийств, являющаяся человеком по всем параметрам. А не означает ли это, что именно сам человек повинен в гибели своей цивилизации? Образ Терминатора стал одним из самых запоминающихся и ярких в истории кино.
Зрелищностью терминатор не отличается, но дух постоянной погони, отвратительные улочки, попытки убежать от неизбежного и люди, которых совсем не жалко, - все это захватывает и постоянно держит в напряжении куда больше, чем железный скелет и халтурно нарисованное лицо Терминатора. Так что режиссер своего добился. Его фильм заинтриговал и удивил зрителей, подарив им нового героя, которого так не хватало в восьмидесятых.
Шварценеггер стал идеальным терминатором. При виде его грубого лица не может не возникнуть параллели с чем-то железным, механическим. А его телосложение и голос отлично дополняют картину. Его роль фактурна, ему нужно было просто присутствовать в кадре и блистать харизмой. Если задуматься, эта роль – одна из худших в фильмографии актера. Игры здесь минимум, эмоций ноль, одно и то же, не меняющееся выражение лица. Главное было удачно вписаться в свой образ, убедив зрителей, что перед ними действительно киборг. И это ему удалось. Актер подошел идеально, но настоящую игру ему еще предстояло показать в других фильмах.
А об остальных актерах сказать почти нечего. Для боевика игра неплохая, но не на высоком уровне. А фильм, несмотря на это, стал настоящим культом для поколения. Многие выросли на нем, хотя шедевром его назвать язык не повернется. Его можно считать явлением в своем жанре. Качественный, атмосферный, неглупый и стильный триллер, ставший одним из символических фильмов восьмидесятых. Он породил за собой линию продолжений и всяческих подражаний.