"Феминизм не нужен", или "мужчины тоже страдают"
Недавно, впечатлившись легендарной книгой Маргарет Этвуд, я постигла не менее легендарный «Рассказ Служанки», пропустив этап фильма, целиком созданного мужчинами. К сожалению, сюжет произведения как никогда актуален в нашей реальности и в мире в целом.
Честно сказать, я боялась смотреть этот сериал и не зря: страдать-рыдать пришлось много, однако нам не привыкать. Действие разворачивается в военной диктатуре вымышленного государства Галаад. Вся власть здесь принадлежит мужчинам, женщины же их собственность. Чтобы поднять рождаемость, каждому дому влиятельного члена правительства прилагается Служанка, её можно калечить, насиловать, убивать, но самое главное использовать как инкубатор для ребёнка командора и его Жены. Остальные женщины тоже разделены на категории: Марфы (домработницы), Иезавели (проституированные), Эконожёны (жёны бедных мужчин) и Неженщины (обречённые на тяжкий труд и скорую смерть в колониях).
Главная героиня, получившая лицо гениальной Элизабет Мосс и имя Джун Осборн, за пять сезонов проходит огромный путь от забитой сломленной женщины до отважной революционерки, жаждущей мести и справедливости. Мне нравится, что создательницы превратили классическую антиутопию в безумно важное, обширное произведение о женской травме и способах её преодоления. О насилии над женщинами, которое не остаётся безнаказанным. Так не хватало историй, где люди побеждали бы диктатуру не как в подростковых франшизах или в «Эквилибриуме», с опорой на любовь, а по-нормальному утверждая, что нет ничего ценнее свободы. Это также то, что я хотела увидеть ещё в «Игре в кальмара»: чтобы герои изначально осознавали своё положение и планировали бунт, а не играли по правилам, упиваясь возможностью привилегии. В Галааде абсолютно все женщины угнетены и по большей части понимают это. Здорово, что конкретно в сериале все Служанки подруги, не утратившие эмпатию и человечность, а некоторые Жёны союзницы, готовые жертвовать собой ради общего дела.
Что касается устройства Галаада, мне вспоминается цитата Т.С. Элиота «Так вот и кончится мир // Только не взрывом, а вздрогом». Мужчины сами не поняли, нафига, а главное зачем они создали это государство. В итоге они либо страдают от придуманного ими же порядка и не могут ему соответствовать, либо делают то же самое, что спокойно делали до. Они жалкие и никчёмные, те самые «полые люди», скрывающие свою гуманистическую импотенцию за дикарскими догмами все решения были приняты буквально за секунды, из позиции «жёны схавают». Именно мужчинам ни разу не нужны эти «семейные ценности», являющиеся основой Галаада, не нужны дети, ради которых всё официально и затевалось, не нужно христианство, которым они прикрывают свои преступления лишь безграничная власть над женщинами. Вот что лежит в основе желания решать женские вопросы и вот к чему это приводит: любая диктатура однажды падёт, и ярость пострадавших женщин не будет знать границ. Потому что только женщины в сериале выступают двигателем здравого смысла, доброты и спасения мира. Только они настоящие реформаторки.
Несмотря на всю непостижимость происходящих там ужасов, Галаад ближе, чем кажется: многие моменты оттуда отражают и актуальные виды угнетения. Это и традиция обвинять жертву в изнасиловании, и бесконечные попытки забрать у женщин голос и телесную автономию, и ожидание от девочек «взрослости» в возмутительно раннем возрасте. Произведение как никакое другое показывает, кто на самом деле находится в уязвимом положении. Намекает, что если завтра из-за экологических проблем женщины И мужчины вдруг потеряют фертильность, обвинят в этом только нас. Мучить будут только нас. Мы же станем теми, кто победит систему и построит лучшее общество для наших дочерей, сестёр, подруг и нас самих. Нужно только ясно мыслить и с самого начала продумывать план. Nolite te bastardes carborundorum.
Галаад пока ещё не пал, но у меня сомнений нет. Затаив дыхание жду последний сезон, чтобы наконец увидеть, как все причастные получают по заслугам. Речь, конечно же, только о сериале. Unless
Честно сказать, я боялась смотреть этот сериал и не зря: страдать-рыдать пришлось много, однако нам не привыкать. Действие разворачивается в военной диктатуре вымышленного государства Галаад. Вся власть здесь принадлежит мужчинам, женщины же их собственность. Чтобы поднять рождаемость, каждому дому влиятельного члена правительства прилагается Служанка, её можно калечить, насиловать, убивать, но самое главное использовать как инкубатор для ребёнка командора и его Жены. Остальные женщины тоже разделены на категории: Марфы (домработницы), Иезавели (проституированные), Эконожёны (жёны бедных мужчин) и Неженщины (обречённые на тяжкий труд и скорую смерть в колониях).
Главная героиня, получившая лицо гениальной Элизабет Мосс и имя Джун Осборн, за пять сезонов проходит огромный путь от забитой сломленной женщины до отважной революционерки, жаждущей мести и справедливости. Мне нравится, что создательницы превратили классическую антиутопию в безумно важное, обширное произведение о женской травме и способах её преодоления. О насилии над женщинами, которое не остаётся безнаказанным. Так не хватало историй, где люди побеждали бы диктатуру не как в подростковых франшизах или в «Эквилибриуме», с опорой на любовь, а по-нормальному утверждая, что нет ничего ценнее свободы. Это также то, что я хотела увидеть ещё в «Игре в кальмара»: чтобы герои изначально осознавали своё положение и планировали бунт, а не играли по правилам, упиваясь возможностью привилегии. В Галааде абсолютно все женщины угнетены и по большей части понимают это. Здорово, что конкретно в сериале все Служанки подруги, не утратившие эмпатию и человечность, а некоторые Жёны союзницы, готовые жертвовать собой ради общего дела.
Что касается устройства Галаада, мне вспоминается цитата Т.С. Элиота «Так вот и кончится мир // Только не взрывом, а вздрогом». Мужчины сами не поняли, нафига, а главное зачем они создали это государство. В итоге они либо страдают от придуманного ими же порядка и не могут ему соответствовать, либо делают то же самое, что спокойно делали до. Они жалкие и никчёмные, те самые «полые люди», скрывающие свою гуманистическую импотенцию за дикарскими догмами все решения были приняты буквально за секунды, из позиции «жёны схавают». Именно мужчинам ни разу не нужны эти «семейные ценности», являющиеся основой Галаада, не нужны дети, ради которых всё официально и затевалось, не нужно христианство, которым они прикрывают свои преступления лишь безграничная власть над женщинами. Вот что лежит в основе желания решать женские вопросы и вот к чему это приводит: любая диктатура однажды падёт, и ярость пострадавших женщин не будет знать границ. Потому что только женщины в сериале выступают двигателем здравого смысла, доброты и спасения мира. Только они настоящие реформаторки.
Несмотря на всю непостижимость происходящих там ужасов, Галаад ближе, чем кажется: многие моменты оттуда отражают и актуальные виды угнетения. Это и традиция обвинять жертву в изнасиловании, и бесконечные попытки забрать у женщин голос и телесную автономию, и ожидание от девочек «взрослости» в возмутительно раннем возрасте. Произведение как никакое другое показывает, кто на самом деле находится в уязвимом положении. Намекает, что если завтра из-за экологических проблем женщины И мужчины вдруг потеряют фертильность, обвинят в этом только нас. Мучить будут только нас. Мы же станем теми, кто победит систему и построит лучшее общество для наших дочерей, сестёр, подруг и нас самих. Нужно только ясно мыслить и с самого начала продумывать план. Nolite te bastardes carborundorum.
Галаад пока ещё не пал, но у меня сомнений нет. Затаив дыхание жду последний сезон, чтобы наконец увидеть, как все причастные получают по заслугам. Речь, конечно же, только о сериале. Unless