«Играют двадцать человек, а значит, девятнадцать сердец будет разбито»
Ричард Доннер не снимает плохих фильмов. Наверное, он просто не умеет. За какой бы жанр он ни взялся – драма, комедия, триллер, ужасы, фантастика, боевики и всяческие жанровые коктейли, в итоге получается замечательное кино. На этот раз режиссер заметил, что есть еще один жанр, за который он не брался. Вестерн. И, решив это упущение исправить, снял очередной хит в жанре, который к тому времени почти умер.
Главной фигурой фильма стал Мэл Гибсон. Он – любимчик Доннера, неспроста он снял с этим актером 4 потрясающих фильма, ставшими классикой жанра боевик. Но у меня к Гибсону двоякое отношение. С одной стороны, он очень здорово смотрится в боевиках. Но Мэверик – это немного другое, он -персонаж комедийного вестерна , авантюрист. Он должен быть хитрым, умным, изворотливым и крайне скользким. Немного не верилось, что Гибсон справится, уж больно простое у него лицо. Да и вообще, я привыкла видеть героев вестернов другими. И правда, с первых минут мне не понравился Гибсон, я даже хотела записать его в число недостатков фильма. Но вдруг он начал на моих глазах творить чудеса. Гибсон смог сделать своего героя не столько изворотливым и умным, сколько авантюристом. Он не только фанат игры в карты, он фанат любой игры. И играет он постоянно. Каждое его слово, каждый его шаг и каждое действие – отношения с врагами, друзьями, женщинами – это игра, это ставка, в выигрыше которой он абсолютно не уверен. Он настоящий игрок и шулер, но с другой стороны – простой и добрый, может попасться и в чужие сети. Он – совсем не супергерой. Всего лишь везунчик. И Гибсону очень неплохо удалось передать это на экране. Он смог доказать, что он – авантюрист. Не лучший, но очень обаятельный, обладающий довольно добрым сердцем, чувством самоиронии и юмора. Думаю, кто-нибудь и мог сыграть роль лучше. Но факт в том, что Доннер не ошибся, персонаж получился убедительным.
Если в этом актере с самого начала я не была уверена, то Джоди Фостер меня поразила. Это надо уметь – сыграть слегка стервозную, кокетливую и соблазнительную воровку. Особенно после триумфа в культовом «Молчании ягнят», после которого за ней закрепилось клеймо «Кларисса». Но она смогла доказать, что ее талант нельзя объять каким-либо амплуа или жанром. Ее героиня здесь – очень хитрая лиса, не остающаяся в накладе при любой игре. У нет никакой совести и чести. Ее никак не поймать, ведь она постоянно меняется. В один момент она плохая, в другой – хорошая. Но в результате, что бы она не делала, она извлечет из этого выгоду. Обольстительная, удивительная и очаровательная Фостер – изюминка картины.
Нельзя не упомянуть Джеймса Гарнера, еще одного двоякого персонажа, который принес нашему герою немалые неприятности, вызывая все больше нашего недоверия. Но все далеко не так просто. В общем, трио получилось отличное, яркие актерские индивидуальности, воплощенные в таких разных ролях.
Вестерн ли это? Сложно ответить. Бесспорно, в фильме присутствуют и лихие ковбои, и салуны, и гонки на лошадях, стрельба, паровозы, индейцы… Ну чем не Дикий Запад, спросите вы. Но не стоит спешить с выводами. О чем я – поймете сами, если заметите тонкую иронию фильма. А еще в фильме есть карты, что очень порадует поклонников и любителей карточной игры. А лично мне эти моменты показались довольно затянутыми и скучными.
Герои перерождаются здесь по десятку раз. Иногда кажется, что фильм идет к завершению, но появляется свежий виток, более интересный, чем предыдущий. А когда кажется, что история становится банальной – все сменяется новым неожиданным поворотом. А в общем, мне понравилось. Не лучший фильм режиссера, да и не шедевр совсем, но посмотреть его, а может и включить в свою коллекцию – стоит. Актерская игра не может не порадовать, как и сама постановка.