«Та бомба, что ты сделал — шедевр»
Этот относительно старый боевичок Джона Ву и сегодня смотрится все так же зрелищно, несмотря на большой прогресс в области спецэффектов. И это – немалый комплимент для экшн-картины. Я знаю не так много фильмов, которые с течением времени не теряют своей зрелищности. И они– как хороший коньяк, с возрастом становятся даже лучше. В список таких фильмов входят, к примеру, «Вспомнить все», «Чужой» и, само собой, непревзойденная «Матрица».
«Без лица» нельзя назвать фантастикой. На девяносто девять процентов это боевик. А фантастический аспект занимает, соответственно, ровно один процент, который почти незаметен на фоне общей драйвовой атмосферы. В самой идее фильма нет ничего бредового, учитывая уровень современного технического прогресса. И так как мы с вами не озабочены темой псевдонауки в боевиках, воспринимаем эту идею, не напрягаясь и не заостряя на ней внимание.
Как я уже сказала выше, этот фильм с годами не стареет, а экшн и сцены драк и сейчас находятся на таком высоком уровне, что нет никакого желания оспаривать претензию на эталонность, учитывая впечатляющую игру актеров и тонкий стиль. Ву смог сделать кое-что важное – имея стандартный набор атрибутики, поразить воображение зрителя. Нет, он не чтал изобретать новые виды оружия, время и место действия. Он просто выжал все возможное из жанра «боевик», добавив каплю фантастики. Причем не просто выжал, а грамотно разбавил его смежными жанрами, таким образом усовершенствовав. Вдесь есть и элементы мелодрамы, которым немало помогли вечно печальные глаза Николаса, и навороченный триллер, и та самая капля фантастика. И обернуто все это великолепие в шикарную стилистику.
Подобную красоту, как и эмоциональность, развернутую по полной, встретишь не часто. Конечно, циники назовут эту картину излишне плаксивой, что явно подразумевает фальш. Но дело в том, что мы немного не привыкли к соседству драк и перестрелок с глубокими душевными переживаниями. Поэтому сентиментальность кажется иногда не к месту. Да, слез в фильме немало, но этот факт не вызывает ироничного отношения. Даже наоборот, драматизм позволяет лучше понять фильм, а актеры могут раскрыться в тех моментах, в которых игра обычно штампована и стандартна.
Кейдж, в отличие от Траволты, никогда не числился в списке моих «любимчиков», но здесь они оба великолепны, особенно в роли «злодея». Полицейский же, который также был воплощен обоими актерами, вышел более тусклым и скучным, чем впечатляющий Трой. Главная сложность состояла в том, что оба актера, изображая одного героя, должны были играть максимально одинаково, с чем они справились на отлично.
Чем еще примечателен фильм? Пожалуй, тем, что он зеркален. Нам одинаково тщательно показывают два мира – плохой и хороший, бандитский и полицейский. Причем каждый из них раскрыт полностью и по-своему спорен. Бандиты изображены такими же одушевленными, как и копы. Между «плохими» и «хорошими» нет четкой грани. Здесь не просто воры и убийцы, а люди, которые очень ценят преданность, дружбу, братство. И именно из таких мелочей и тонкостей создаются настоящие шедевры.
Ву удалось создать шедевральный фильм в рамках своего жанра. Пересматривать его – сплошное удовольствие, не уменьшающееся с течением времени. Если вы до сих пор умудрились не посмотреть – обязательно посмотрите сейчас. Пусть фильму уже немало лет, но это ничуть не умаляет его зрелищности и качества. Выверенная, красивая, идеальная киноработа, заслуживающая самой высокой оценки. Приятного вам просмотра.