«Мы живем, убивая»
Об этом фильме можно говорить долго. Кстати, он ничуть не похож на великие гангстерские саги «Однажды в Америке» и «Крестный отец». Он поднимает совсем другие проблемами, за лицами гангстеров отчетливо видны отцы и дети – любимая тема Сэма Мэндеса. Таким образом, сквозь обычную гангстерскую историю мы видим, как через призму, историю становления связей между детьми и их родителями в обществе надломленных авторитетов, перевернутой морали и извращенных ценностей. Мэндес поднимает вопросы, которые совсем не свойственны обычным гангстерским сагам. К примеру: «Должны ли дети расплачиваться за ошибки отцов?», «Почему люди встают на путь преступности?», «Каково быть ребенком убийцы?» и так далее. И сами гангстеры, что не свойственно гангстерским сагам, получают человеческие лица. Все характеры здесь тесно взаимосвязаны, лишь один из них получает возможность выбора.
От своей любимой тематики Мэндес не отступает. Главное для него – проблемы семьи. Даже в том мире, где любую проблему решают убийствами. Взять, к примеру, Джона Руни – безжалостного и могущественного мафиози, который никак не может понять, кто ему дороже – Салливан, которого он растил, как кровного сына, или родного сына, приносящего ему лишь разочарование и горечь. Да и сам Салливан, будучи обязанным и благодарным Джону, бережет собственную семью, чтобы его сын никогда не был обязан подобным людям. Таким образом мы получаем не простой гангстерский фильм, а замаскированную семейную разборку.
Исходя из вышесказанного, понимаем, что нет ничего удивительного в выборе актера на главную роль. Очень хорошо подходил именно Том Хэнкс, который сначала предстал перед нами как обычный семьянин, а потом и как гангстер. Он почти и не изменился, остался все тем же серым мещанином. Он не психованный, не безжалостный. Все тот же скромный и тихий клерк, заменивший ручку на автомат. Хэнксу не нужна ни крутость, ни маниакальность, ни обаяние. Лишь обыденность, простота, умение сдерживать эмоции.
И справился Хэнкс великолепно. Это абсолютно самостоятельный и новый персонаж в его карьере. Все мы знаем, что в течение долгого времени Хэнкс пытался избавиться от клейма «Форрест Гамп». И на этот раз он неожиданно и стремительно предстает перед нами усталым, апатичным и раздраженным. Он скрывает массу обуревающих его чувств за маской каменного спокойствия. Он прячет чувства ото всех, даже от собственной семьи. Он превращается в совершенно одинокого человека. Только потом он начнет сближаться со своим сыном, в то же время пытаясь его от себя отдалить, чтобы не испоганить окончательно его будущее. Непростая, двуликая роль, составленная из типичных для актера образов и настоязих убийц времен Великой депрессии, коими порой становились и такие серые, семейные мещане, была исполнена Хэнксом талантливо и мощно.
Талантливый и гениальный Ньюман исполнил здесь одну из последних своих ролей. Создается ощущение, что он собирал образ своего героя из отлично знакомых ему кусочков, которые меняли свой порядок, превращаясь во все новые и новые сочетания в каждой новой сцене. Такое происходит лишь в том слуяае, когда актер точно знает, что делать. В разных сценах Ньюман разный. В одно время мы видим его мудрым философом. В другой – безжалостный и циничный отморозок. В третьей – слабый старик, разочарованный в родном сыне. Актеру удалось создать удивительный и потрясающий мир одного героя.
Ну и третьим по значимости героем стал герой Джуда Лоу. Роль у него, конечно, эпизодическая, но именно он- маньяк, отмороженный на всю голову, запоминается ярче всех. Ограниченное число сцен с его участием не позволило ему развернуться по полной, но образ он раскрыл – образ твари, не имеющей ни кодексов, ни принципов, ни какой бы то ни было морали.
Фильм с такой командой не мог провалиться. В который раз тема, меня почти не интересующая, подарила мне новый шедевр. Отличное кино, неторопливое, глубокое, насыщенное и стильное.