Старая добрая тема
Не пересчитать, сколько на эту тему было снято картин. Эта тема, грубо выражаясь, уже измусолена до полной непригодности режиссерами всех стран. Но нет, на одном и том же сюжете все равно умудряются снимать десятки фильмов, меняя лишь имена персонажей. А смотреть, почему-то, все еще интересно. Но эта картина не станет ни учебником для настоящего вора, ни развлечением для рядового слесаря. Ведь ограбления тут показаны очень схематично. И уж очень они неправдоподобно успешны. Такого не бывает в жизни. Конечно, многое можно распланировать, но в любом случае не все.
Чем эта картина интересна? Нет в ней ни впечатляющих погонь, ни экшена. Перестрелок очень мало, они бесхитростны. Нет ни колоритных ублюдков, ни секса. Да здесь даже ни одного копа не убили. Все, что мы видим – исключительно внутренние разборки криминальных элементов. Но при этом персонажи фильма очень правильны. Конечно, не в том смысле, что правильны их поступки, а в том, что именно такими нам видятся настоящие, реальные бандиты. Главный герой, исполненный Джином Хэкменом – наглый, циничный, лживый, изворотливый и двуличный грабитель, как и все прочие.
У него всегда есть план «Б», он останется в выигрыше при любом раскладе, потому что действует всегда наверняка, не позволяя себе просчетов и ошибок. Планы его всегда до безобразия просты. Но вся соль не в этом, а в том, что своим подельникам он раскрывает один свой план, а сам при этом действует по нескольким дополнительным. Этот вор – настоящий ублюдок, самое место ему – за решеткой. Но он должен нравиться нам. И он нравится! Нет, он не похож на мечтательно-романтичного афериста. Нет, он самый настоящий ворюга, но что-то подкупает в нем. Быть может, тот артистизм, с которым он перевоплощается в различные роли, не получая никакого ущерба при самых безвыходных положениях. Быть может, подкупает и то, что этот человек совсем не готов умереть, хотя и постоянно делает вид, что жизнь ему не интересна. Больше всего на свете он любит деньги, и он честен в этом. В этом герое нет ничего героического, ни одной хорошей черты, но этот мерзавец все равно приглянется зрителям.
В Хэкмане есть что-то от мошенников Филиппа Нуаре, Жака Габена. Это хладнокровие, выдержка, изрядная доля цинизма и смелости, а также очень нужных ему безразличия и злости. В нем нет фальши, нет надуманности. Он не какой-нибудь грабитель-«обаяшка», он просто чертов вор, настолько виртуозный, что за ним приятно наблюдать. И окружают его люди соответствующие – подлецы, воры и ублюдки. Самые разные, но отлично воплощенные.
Режиссер не пичкает нас привычными штампами. Хоть Де Вито и босс, и коротышка, он – настоящий криминальный авторитет. Но он не ездит в лимузине, не носит черной шляпы, выглядит не так уж внушительно. Но он подлый, жестокий и бескомпромиссный. Обещания его ничего не стоят, но сам он не отпустит того, кто ему задолжал. И Де Вито очень даже хорош в этом образе. Не уступает ему и Рокуэлл, и Пиджон – столь же циничная и подлая, как и остальные герои картины. Здесь повсюду предатели, что, в общем-то, не является такой уж неправдой. Замечательно показаны отношения между всеми этими мерзавцами, которые друг другу не доверяют ни на грош. Все это позволяет нам называть эту картину никак не триллером и не боевиком, а, скорее, криминальной драмой. Причем, вполне сильной.
В этой ленте нет ни одного положительного героя, да и не может быть. Стоит заметить, что она скучновата, а может затянута . Быть может, и то и то. Дело в том, что всех этих ограблений мы с вами уже видели слишком много, поэтому они не вызывают предельного интереса. Но спасает довольно динамичная вторая половина и, само собой, блестящая игра актеров. Кино обладает высоким качеством, держащее планку, но не дотягивающее до шедевра.