Эталон
Итак, один из талантливейших режиссеров прошлого века – Стэнли Кубрик взялся за экранизацию одного из культовых романов Кинга. Первоначально писатель был очень рад, но когда увидел готовую картину - … пришел в ярость. И это абсолютно логично, ну какому автору понравится, что с его романом обращаются так, как будто его самого давным давно нет в живых – извращают смысл, вымарывают важно… Спорить с тем, что картина получилось сильной, не приходится. Этого не мог отрицать и сам Кинг. «Сияние» стало новым словом в жанре, новой классикой. Этот фильм вызвал широкий резонанс в кругах зрителей и кинокритиков, став одной из самых обсуждаемых лент в Америке.
Но Кинг, как и все его читатели, поняли, что перед ними вовсе не экранизация романа. А фильм Кубрика, созданный по сюжету Кинга. Как любят говорить – «по мотивам». Кубрик переработал книгу настолько, что не имеет никакого смысла сравнивать ее с получившимся фильмом. Из тяжелого на подъем, глубоко мистического, психологического и медленно развивающегося романа получилось на выходе динамическое, склоняющееся к артхаусу зрелище, почти полностью лишенное мистики. Зло в романах Кинга – всеобъемлюще, оно не проявляется в одном человеке. Оно витает в воздухе, поселяется в предметах, домах, а уже потом и душах людей. Но в фильме Кубрика это зло обретает человеческий облик, облик человека, сошедшего с ума. То, что отель все же повлиял отрицательно на психику героев, режиссер показал очень неохотно и пунктирно.
Но режиссер кое-что другое взял на вооружение. Мы видим отель, который выглядит совсем обычным в то время, когда он заполнен людьми. Но как только он становится пустым, то в нем пробуждаются силы зла, хранящиеся в нем страшные тайны. И начинает казаться, что весь отель состоит из бесконечных коридоров. Жути Кубрик нагоняет буквально с первых минут – опасные дороги, черная вода озера, одиноко стоящий отель. Создается ощущение, что висящая в воздухе тишина сама по себе опасна… Несмотря на обычную обстановку и нормальное освещение, отель кажется нам каким-то мертвым и злым кладбищем. Мертвые лица портретов, мертвые стены, высокие потолки, гнилой воздух. С первых кадров понятно – это понятно с первых кадров.
А в этой мертвой тишине – трое людей. Мать, отец, сын. И пять месяцев абсолютного уединения, оторванности от цивилизации. Семья заперта в этом большом склепе, который приятен на вид. Но дышать в нем очень тяжело. Режиссеру отлично удалось показать атмосферу страшного проклятия, безнадежного плена этого отеля. Саму его силу он, как я уже упомянула, раскрыть не смог, а вот последствия получились отменно.
Зритель не видит ничего особо страшного, зато многое переживает и чувствует, пропуская атмосферу картины через себя. Режиссер добивается потрясающего эффекта, завораживая зрителя, заставляя его переживать то же, что переживают герои. Напряжение накаляется до предела, появляется атмосфера абсолютной паники. Кубрик останавливает время, ведь в самом начале оно летит, а потом начинает ползти, страшно и медленно, а события продолжают нестись в бешеном темпе. Согласна, не бывает. Но я это своими глазами видела.Сначала отель чуть-чуть высасывает у Торренса душу, разум, чувства. Он, огражденный от семьи, от людей, от мира, он постепенно погружается в транс одиночества и клаустрофобии. И тогда в нем умирает все человеческое, мы видим уже не человека, а зверя. И тут начинается охота, в которую режиссер, видимо, вложил главный посыл фильма.
Большую часть времени мы видим Джека Николсона. Его настойчиво требовал сменить сам Кинг, Но Кубрик отказался. Ему нужен был не нудно и долго сходящий с ума герой. Ему был нужен маньяк, убийца, дикарь. И он, не сомневаясь, выбрал Николсона.
Этот фильм – великий. Нет, это не экранизация, это лишь фильм «по мотивам». Но он выше многих экранизаций. Триллер-эталон, заполняющий и по сей день дефицит по-настоящему страшных и атмосферных триллеров.