«Смотри реальности в глаза…»
К счастью, а может и к сожалению, мы все разные. И даже если были бы одинаковыми, то нашли бы, к чему придраться. Такова уж наша человеческая природа. Те, кто не доволен будут всегда, и они всегда будут это недовольство выражать в самых разных формах. Каждый будет искать правды. А правда и сейчас ясна – ни в одном государстве, в котором уживаются несколько наций не будет ни равенства, ни братства.
Тони Кэй отлично показал, насколько положение сил в обществе шатко. Нет, конечно, понятия «расизма» в чистом виде, да и обстоятельства могут заставить нас ненавидеть не одного субъекта, а целую нацию. Этот фильм показывает нам тонкость той грани, которая отделяет обычного человека от расиста. Нет у расизма ни веры, ни нации, ни цвета кожи. Она была и будет среди всех. Какой вопрос поднимается здесь? Кем является Дерек? Лидером, вождем, сильной личностью? Или просто обманутым мальчишкой? Я видела много споров по этому поводу. Откуда взялся Дерек?
Дерек – увлекающаяся, страстная натура, которая способна как на очень хорошие, так и на отвратительны поступки. Он не знает зла. Отличать его от добра он начнет лишь тогда, когда с ним обошлись так, как он поступал обычно с врагом. То, что он делал до этого – было положительным. И даже убийство он считал неким проявлением гипертрофированного, исключительного добра. Ведь самый страшный человек – то, кто добр и силен внутренне и уверен, что делает благое. И тем страшнее этот человек, чем больше он уверен в правильности своих убеждений. Дерек – совсем не лидер. Он всего лишь клон, который учится мыслить сам лишь благодаря удачно сложившимся обстоятельствам. Ему удобно быть нацистом, ведь это простейший способ для решения множества проблем.
Он не лидер, он лишь некий капрал, который может подчинить себе этих мальчишек. Они слушаются его по довольно банальной причине – у них в голове пусто. Он не лидер, он лишь исполнитель, запущенная раковая опухоль. Он меняется. Потеряв ту нить, за которую его вели за собой, он уже перестает быть нацистом. Он потерян, ведь перед ним так много путей, а покровительствующего голоса больше нет. Он не в толпе, он не нацист, ему некем командовать. Осталось лишь осознание того, что его слабость явилась причиной большого горя.
Этот фильм – не рассказ о борьбе с нацизмом или расизмом. Это история о борьбе человека с самим собой. О том, как просто стать нацистом, о том, как высока плата за разбитные и веселые годы веры в идеалы, ведущие к разрушению. И именно поэтому история наделала много шума, хотя, к сожалению, была плохо принята на родине. А это вполне логично.Режиссер, кстати, снимал другой фильм. И этот фильм напугал продюсеров, он был слишком жесток, зол и правдив. И Кэй пошел на уступки, он многое выкинул, вырезал, перемонтировал. Добавил морали. Он даже подал в суд на собственную студию(!), чтобы убрать из титров собственное имя. Но проиграл дело. Но даже в таком, очень урезанном виде, эта драма стала очень важным событием в кино.
Нельзя не восхититься гениальностью Нортона, который перевоплотился из тощего ботаника в потрясающего нациста. Он с ходу доказал всем, что является лучшим из молодых актеров Голливуда. Понаблюдайте за теми изменениями, которые происходят с его персонажем. Посмотрите на его лицо в начале фильма, лицо человека, абсолютно уверенного в своей правоте. Он ужасен своей пугающей улыбкой, своей слепой верой, стальным взглядом холодных глаз. В его глазах светится удовольствие изверга. Картина уводит Нортона в глубокую психологическую проработку героя, происходящих в его душе изменений, его действий. Он передал все восхищающее правдоподобно, он был изумителен в этой роли.
Этот фильм из тех, которые обязательно нужно посмотреть. Он может потрясти, взволновать, даже поменять мировоззрение. Нервный, мощный, парализующий.