Плыть против течения — вот что самое главное.
Я очень долго не хотела смотреть этот фильм. Почему? Я была очень о нем наслышана, он всемирно известен и признан повсюду. Единодушно отнеслись к нему и зрители, и кинокритики. Вместе они обеспечили ему бессмертие. И страшнее всего смотреть именно такие, захваленные всеми фильмы. Вдруг не проникнешься, вдруг не понравится. Смотреть блокбастеры очень просто и вольготно. Там всегда сразу знаешь, когда, что и где произойдет. Но такие фильмы смотреть страшно не только из-за неизвестности, но и из-за психологической нагрузки, которая обязательно ляжет на ваши плечи. Зная таланты Уира и Уильямса, я ожидала, что фильм может оказаться тяжелым, депрессивным, шоковым.
Но я посмотрела его. И поняла, что большой ошибкой было бы пропустить этот фильм, пойдя на поводу у своих страхов. Не стану спорить, эта картина повергла в хаос мои мысли, ввела в ужас, ступор, вызвала комок в горле. Да. Но ее обязан увидеть каждый человек. Почему же она так необходима? И кому именно? В первую очередь, подросткам и молодежи. Она показывает если не все, то очень многое – мечты, амбиции, идеи, чаяния, мысли этого непростого периода жизни. Не знаю, как вам, но мне в этом фильме все было так знакомо, так близко. Он сказал обо мне больше, чем знаю я сама, проник в мою душу. Мы часто стараемся не выделяться, не быть такими как все. А ведь мы не такие как все. Все мы – уникальные личности. А нас равняют под одну гребенку, нас одному и тому же учат, требуют, чтобы мы жили по шаблонам, по образцам, трафаретам, таблицам… Родители решают, кем нам быть, учителя дают бетонное образование, зажимают нас в рамки условности.
Попытки подавить стремление к жизни, со всеми ее радостями и горестями, выглядят так жалко. Учителя-манекены, пытающиеся все и вся измерить графиками – убоги. И именно поэтому желание протестовать, дух бунтаря просыпается в нас именно в школьные годы. Жизнь – в движении, она как река, должна бурлить, нести человека. Этот фильм о берегах жизни, о ее смысле, о том выборе, который все мы делаем. Чему Китинг учил своих учеников? Он учил их жизни, он сам учился жизни вместе с ними. Он учил их спору, собственному мнению, пробуждал в них характер, надежду, мечты. Строил из них личностей. Он учил ребят действовать в коллективе. Он показал, как искусственно созданные традиции могут разрушиться под одной легкой и свободной поэтической строкой. Как лед порядка и бесполезных знаний может быть растоплен одним свободным словом.
В этом фильме все правдиво. Вопросы, которые всегда будут актуальными для людей. Он заставляет нас по-другому посмотреть на вещи, почувствовать желание подняться над стадом, почувствовать вкус жизни. Уир – высочайший мастер – снял поистине переломный фильм, отделивший период настоящего кино от периода коммерциализации кинематографа, когда фильмы стали простым развлечением, а настоящие художники стали оппозицией. Этот фильм стал древом познания, настоящим произведением киноискусства, открывшим для нас новую философию.
Особенно сильна последняя сцена фильма, которая вызывает слезы, надежду, снова слезы, смех сквозь слезы… Одна из сильнейших и лучших сцен по энергетике и эмоциональному заряду. Очевидна победа учителя. Хоть и кажется, что школа подмяла его под себя, он признал свою вину. А в чем его вина? Лишь в том, что в мире зверей он учил людей быть людьми. А победа его в том, что если он научил хотя бы десять человек тому, чему был должен. Быть настоящими людьми. Это – тот стержень, который держит на себе всю картину. Этот фильм гениален, один из лучших фильмов в истории США. Неискоренимо романтичный, живой, честный, как и выдвигаемые им идеи. Истинное кино, способное изменить жизни. Кино, которое выше всех оценок.