«Видение стоит того, чтобы за него драться»
Мне очень нравится Бартон – оригинальный, стильный, самобытный, ярчайший из современных режиссеров. Мне нравятся его фильмы, его видение мира, поднимаемые им темы, его любовь к деталям, его тонкий юмор. Он отличается тем, что может сдержаться от соблазнов Голливуда, продолжая снимать настоящее, авторское кино. Причем, оно остается таковым, за какой жанр ни взялся бы Бартон – фантастика, комикс, драма, комедия, триллер, сказка или биография. Всегда и везде он остается собой, хоть и совершая порой ошибки, которые, кстати быстро забываются.
Самым лучшим, искренним, глубоким, реалистичным и серьезным из его фильмов является «Эд Вуд». Лишь тонкие намеки и общая атмосфера осталась здесь от сказочника-Бартона. Зато появился Бартон-исследователь. В своем фильме он рассказал нам про худшего режиссера за историю кино. Хотя лично мне кажется, что Эдвард Вуд таковым не был. Не спорю, что он был плохим режиссером и еще более плохим сценаристом, но видела я фильмы и похуже, чем его. Этот фильм Бартона стал летописью начала конца кинематографа Америки, но и концом глубокой ямы, чьим символом и стал Вуд. И сейчас своими глазами мы можем видеть, как кино распадается на «авторское» и «мейнстримное», снимающееся подобно «шедеврам» Вуда. Скажите мне, чем та же «Обитель зла» лучше фильмов Вуда? Правильно, ничем.
Нет, Вуд сумасшедшим не был. В фильме мы видим его личность со всех сторон. Режиссер постарался охватить все грани этой эпатажной, импозантной и интересной личности. А вы не задумывались о том, почему именно на Вуда пал выбор Бартона? Знаете, они очень похожи. Они очень близки, хоть и стоят на разных полюсах. Каким мы увидели Вуда? Безнадежным романтиком, мятущейся личностью, сумасшедший кинофанат, смотрящий на все через розовые очки. Человек, который искренне не может понять, как зрителю может не понравиться фильм лишь из-за того, что в нем нет профессионалов. Он презирал все кинематографические условности. Он свято верил в чудесный мир кино, в его гипнотическое воздействие.
А еще мы видим Вуда – непонятного людям человека, патологического неудачника. Мало кто мог общаться с ним, тем более помогать в процессе съемок. Друзья его – люди сумасшедшие, эксцентричные. Он сам был, и правда, посредственен и убог. Свою судьбу он создал сам.
На роль Вуда Бартон позвал своего любимчика и старого друга Джонни Деппа. После этого фильма я в который раз могу сказать, что Депп – не просто любимец дам, но и настоящий актер, обладающий редким даром. В образ Вуда он вжился замечательно, точно передав этот образ – дикие глаза, немного сумасшедшая улыбка, неугасающая активность, идиотический оптимизм, мгновенные перемены настроения, хаотичные движения… У Бартона Депп всегда хорош. Но здесь – особенно. Сначала может показаться, что этот герой похож на многие роли Деппа, но это не так. Вуд смешон, жалок в своем стремлении казаться солидным. Он не снимает кино, он лишь играет. А Депп не воплотил здесь образ определенного человека, он воплотил тот образ, который возник в сознании миллионов. И это - не биография Вуда. Это история о Вуде от Тима Бартона. Разница налицо.
Режиссер приготовил нам массу сюрпризов. К примеру, он снял свой фильм в черно-белом формате, в духе классического кино той эпохи. А еще он блистательно показал внутренности кинопроцесса.
Он не снял кино, он выдумал целую жизнь, пропустил через себя целую эпоху, заменив реальность сконструированными лично представлениями, заставив нас поверить во все это. Разве он не гениален? К сожалению, его фильм с треском провалился в прокате, в который раз доказав, как точно и тонко легла история на критерии современности. Бартон – настоящий кукловод, который по своему усмотрению распоряжается историей, смыслом, героями и реальностью. Гениальный режиссер, гениальный фильм.