«Я знаю, я был партизаном»
Этот фильм – прекрасный образец планового американского фильма. Сейчас, когда между нами и ними все меньше различий, становится ясно, что ранее этих различий вовсе не было. Разделял нас только железный занавес, оказавшийся на самом-то деле всего лишь зеркальной стеной. А значит, по обе ее стороны имели место совершенно одинаковые вещи, различие только в «право» и «лево».
Этот фильм – фильм-агитка, снятая, видимо, под воздействием общества борьбы с рейгановской администрацией. Фильм той эпохи, когда у каждого среднестатистического американца тряслись коленки только от одного упоминания слов «русский», «коммунист» или «СССР». Эти заказные произведения без устали вкушались средними американцами, все более убеждающимися в нахождении их славной нации под угрозой с Востока. Зачем это было нужно – вопрос уже не к кино, так как время это давно прошло, а вот фильм остался. И сейчас он, раскопанный от нафталина, удивляет редкого зрителя своими пустыми страхами и наивностью. В начале восьмидесятых накалились отношения между нашими странами, покрылся броней железный занавес. Этот занавес оберегался и рейгановской администрацией, и советской партийной верхушкой.
Как и во всех подобных картинах, американцы предстают работящими, наивными, добрыми и чистыми душой людьми, спокойно живущими и любящими весь мир, строящими демократию, улыбающимися голубому небу. И тут, внезапно, откуда ни возьмись, возникают русские, которые рушат демократию, жгут поля, убивают мужчин, насилую женщин, взрывают школы… Короче говоря, ведут себя крайне недостойно. Вполне возможно, что благодаря именно этим фильмам политики старались стереть у своей нации память о Корее, Вьетнаме, мировых войнах. Но знаем мы и том, что были более и куда более честные люди, были фильмы «Цельнометаллическая оболочка», «Взвод», «Апокалипсис сегодня». Были и факты, благодаря которым стало понятно, что многие конфликты конца двадцатого века происходили либо при непосредственном участии США, либо по их вине. Так что, никого не обманешь мифом о «мирной Америке».
Если смотреть на фильм с точки зрения политической агитации, то он фальшив и отвратителен в попытке вызвать волну ненависти к русским. Но с другой стороны, Милиус снял хороший военный боевик, динамичный, увлекательный, интересный, напоминающий чем-то наши фильмы о партизанах. Схема картины проста – небольшая группа старшеклассников, с приходом врага, уходит в гору, становясь партизанами. Если не принимать во внимание поток пропаганды, то можно в чистом виде наблюдать международную проблему подростка и войны – дружба и предательство, страх перед первым убийством, поиск причин войны, юношеский максимализм ,различий между самим собой и врагами, поиск виноватых.
Именно так можно снять любую картину о войне. Но эта – далека от честности. Зато она искусно управляет чувствами людей, что является законным плюсом умениям сценариста и режиссера. Заслуживают внимания и будущие суперзвезды. В первую очередь, Чарли Шин, сыгравший роль обычного парня, который не хочет верить, что оказался на войне, где нужно убивать. Хорош был и Патрик Суэйзи, исполнивший роль неопытного, но достаточно мудрого лидера партизан. Не была лишней и красотка Лиа Томпсон.
Русские в фильме предстают неким странным гибридом армян, цыган и итальянцев, объясняющихся на ломаном русском с ужасным акцентом, одетых в полемилицейскую, полуматросскую форму непонятно каких войск, злобных, неорганизованных и очень глупых, чтобы поймать горстку американских подростков. Ну да черт с ним, не будем обращать на потитическую агитку внимания, оставим в сухом остатке яркий образец американского патриотизма, яркий образец (не менее профессиональный, чем тот же «Коммандо» и «Рэмбо») классики военного боевика. Плюс к этому хорошие актеры, а заодно и статус раритет. К просмотру рекомендую тем, кто осознает, что с американцами у нас куда больше общего, чем думаем и мы, и они.