К черту планы, если ты хочешь быть счастлив
Во всем мире Брэтта Рэтнера знают как создателя очень успешной трилогии под названием «Час пик» с Крисом Такером и Джеки Чаном – традиционной, но очень динамичной смеси боевика и комедии, которая во многом обязана Чану с его юмором, улетным стилем и восточным колоритом, мало известным американцам. А еще этого человека знают как режиссера стандартной и вторичной, но достаточно забавной комедии «Главное-деньги». А еще как режиссера третьего фильма о «Людях Х», ставшей самой противоречивой в этой серии фильмов, за счет нестандартной для нее динамики, смысла и юмора. Вот в этом и состоит отличие Рэтнера – отсутствие отличий. Перечисленные картины мог бы воплотить и другой талантливый режиссер, но сделал это именно он. Все его картины являются абсолютно стандартной продукцией Голливуда, лишь иногда и немного выбивающейся из общих трафаретов.
Не обошел своим вниманием режиссер и традиционную рождественскую комедию, сняв фильм «Семьянин». Стандарт – и чтобы было немного смешно, и капелька магии, чтобы были дети, мораль, чтобы упала скупая слезка из-за того, какие взрослые были сволочи, а теперь исправились и собрались наконец встретить рождество в теплом семейном кругу. В США это модно - побеждать на киноэкране большую американскую мечту. А эта мечта заключается в богатстве. Вторая мечта – спокойная семейная жизнь. Несовместимые понятия, правда? Вот и фантазируют бедняги, что же предпочтительнее – бедность и любящая семья или много денег и полное отсутствие на эту семью времени…
Это целый поджанр, подчиняющийся стандартной схеме. Но уровни этих картин сильно разнятся. Бывает такой ужас, что и смотреть не хочется, а бывают настоящие шедевры. Данный фильм нельзя отнести ни к первой, ни ко второй категории. Это приятное, спокойное, немного задумчивое, немного грустное, немного смешное кино. Его можно назвать одним словом – хорошее. Хороший фильм, сделанный профессионально по старому, как мир и отлично показавшему себя трафарету. Есть здесь все, за что зрители так любят рождественские фильмы. Но событием в мире кино его тоже назвать нельзя. Чего-то в нем, все-таки, не хватает. Чего именно?
Сама идея фильма совсем не нова. Возможность разделиться на две половинки, чтобы посмотреть со стороны на свое будущее и свою жизнь. Эта идея множество раз использовалась в романах восемнадцатого века, а затем и во множестве сценариев фильмов. Похожие мотивы с успехом использовались кинематографистами разных стран, явив миру такие шедевры как «Назад в будущее», «Рождественская история» и самый близкий к обсуждаемому фильму – культовый и известный «День сурка». Но «Семьянин» этому фильму уступает, в нем нет такого количества жизненной энергии, нет двойного дна, многослойности, такого воздействия на зрителя, такого юмора. В «Семьянине» все на порядок слабее, проще и более однопланово. Не хочется так уж сопереживать героям, они выглядят довольно отстраненными, как ненастоящие. Сказка, да и только.
Но, при всем этом, Рэтнер обладает одной уникальной способностью – он умудряется создавать кино, которое смотрится легко, которое нравится зрителю, используя при этом старые как мир штампы. Просто в его фильмах эти штампы столь непринужденны и ненавязчивы, что никакого неприятия не вызывают. Одному Богу известно, как режиссеру это удается. Не спорю, что фильм получился простеньким, но смотрится он, несмотря на это, отлично. В нем нет заметной фальши, он в меру забавен, в меру трогателен. Но, наверное, слишком затянут. Ведь ничего особо оригинального фильм не предлагает, а финал всем и так понятен. Где-то полчаса можно было бы спокойно выкинуть из сюжета.
В фильме есть несколько отличных моментов, в которых веет духом праздника, Рождества, но смотреть его можно в любое время года, так как зимнего холода не почувствуешь. Да, я перечислила немало недостатков, вам может показаться, что мне не понравилась эта картина. Почему же, вполне понравилась. Пусть и скучноватый и слишком уж американский, стандартный, но приятный и хороший фильм, достойный просмотра.