«Ты веришь в чёртов рай?»
Любой киноцикл – крайне хрупкая структура, которую легко разрушить одним неверным шагом. Каждый фильм возлагает определенную ответственность на следующий, поэтому каждое очередное продолжение рискует провалиться. Обязанность каждой части той или иной франшизы в том, чтобы сохранить общую нить повествования, первоначальный характер и дух фильма, его идею. Допустимы, конечно, и некоторые изменения и нововведения, незначительные, но правильные. Но и они не должны погасить зарожденную оригиналом искру, она должна быть поддержана до самой последней части.
Финчер всегда отличался качественным раскрытием внутреннего мира своих персонажей, благодаря ловкой раскладке сюжета или качественной постановке. Это стало главной фишкой режиссера. До этого он был недостаточно опытен в режиссуре, этот фильм является его первой серьезной киноработой. И поэтому триквел не превзошел предыдущие части франшизы, став чуть ли не худшим. Хоть картина и прошла в прокате с успехом, это легко объяснить тем, что она была ожидаемой. Мнения кинокритиков и зрителей очень четко разделились: одни хвалили фильм за отблеск психологического подтекста, другие упрекали его за унылость, а третьи радовались необычному стилю его постановки. Можно не присоединяться ни к одной из этих групп, сохранив свое мнение. И в данном случае это просто необходимо. С одной стороны фильму не хватает того самого экшена, который приукрасил бы происходящее, оставив яркое впечатление у зрителей. Но с другой – фильм является весьма увлекательным и уверенным фантастическим триллером, достойно проложившим путь для дальнейшего развития событий.
Не советую вам нападать на Финчера, капризно критикуя его работу, потому что в главном минусе картины он вовсе не виноват – виноват сюжет, в котором он участия не принимал. А работал над сценарием огромный и профессиональный состав авторов, который обещал нам разносторонний и насыщенный сюжет, наполненный интригующими подробностями многогранного мира. Но между авторами попросту появились разногласия. Появилось множество вариантов сценария, а выбрать, само собой, пришлось один-единственный. И его действие развернулось в некой глуши космоса, где главная героиня оказывается на новой неизведанной планете, да еще и в колонии для преступников. Но даже такая завязка предоставляла немалое пространство для фантазии авторов, но такое ощущение, что этого пространства они не заметили.
Не очень бережно состыковываются в картине жесткий триллер и психологическая драма. Поэтому зрелище получилось немного мутным, с нехваткой цветистости и эффектности. Это, конечно, не делает сюжет чересчур медлительным, но и ускорение бы не повредило. Создателям удалось добиться чувства антиуюта, но это в то же время создало препятствие, помешавшее созданию запоминающейся и захватывающей атмосферы. Картина нуждается в оригинальности и свежем взгляде, но в итоге оборачивается фильмом, не представляющим ничего нового. Думаю, Финчер хотел сделать свой фильм более жестким и мрачным в сравнении с предыдущими. Но очень важно то, что здесь заметное ударение делается на самих персонажах, что не может не заинтересовать.
Если говорить о схватках главного врага с людьми, то этот фильм – самый простой из франшизы. А хотелось бы увидеть что-то непредсказуемое, страшное, иное. Но зритель испытывает разочарование. Хотя сам монстр впервые нарисован на компьютере, он не так уж впечатляющ. Это легко объяснить низким уровнем графики и тем, что людей он убивает в одиночку. Создатели фильма немного схалтурили, избежав глобальных перемен. Однако, триквел далеко не безобразен. Картина в целом вышла вполне добротной, приличной, интригующим обещанием очередного продолжения франшизы.