Идеальное чудовище
Гильермо дель Торо и Винченцо Натали создали весьма смелую версию старого «Франкенштейна» в лучших традициях английского хоррора и научной фантастики. Авторы фильма, взяв за основу классический сюжет, приправили его теориями эволюции, бессознательным Юнга и психоанализом Фрейда. Сюжет учитывает особенности зрительского восприятия подобных фильмов и современные реалии. Сам режиссер полагает, что фантастика не должна пускаться в изыски художественных элементов, а показывать реалии настоящего, так как ни одно из современных художественных произведений не может угнаться за техническим прогрессом, да и достоверность – не литературный атрибут. И поэтому Натали называет в числе «со-сценаристов» реальных ученых и позиционирует свой фильм как нечто схожее с «Районом №9», но акцентирует внимание на сексуальности монстра и поиске баланса между живой съемкой и компьютерной графикой. Он попытался создать жуткий, мрачный фильм, построенный на неуправляемой сексуальности с одной стороны и ужасе и страхе – с другой.
Интрига «Химеры» достаточно проста. Семейная пара генетиков, желающих создать идельное существо будущего, делает из ДНК животного и человека нечто, подобное булгаковскому Шарикову. Нам остается наслаждаться тем, во что эта затея выльется для героев. При помощи генетика Натали постарался воплотить реалистичный образ мерзкой твари, превращающейся в красивую девушку Дрен, обладающую огромным возрастающим зарядом сексуальности. Своим фильмом Натали решает несколько проблем нашего с вами общества. Одной из этих проблем является ответственность человека за собственные творения, а точнее – ответственность ученого за свои научные эксперименты. Стоит сказать, что «Химера» - не столько ужастик, сколько сатира на наше общество, ужасающая версия развития научного прогресса, повторяя во многом идеи Олдоса Хаксли – мастера английской антиутопии.
Дабы показать изнанку человека, Натали делает свою картину во многом отталкивающей. Это необходимо для того, чтобы мы задумались о значимости морали. У героини Дрен, как и у всего фильма, никаких моральных границ нет вовсе. Дрен – бесстыдное существо, совершающее аморальные и безнравственные поступки. Герои-создатели игнорируют в воспитании чада все моральные и эстетические принципы, поэтому взращенный ими монстр не обретает человеческого лица, оставаясь «Химерой» - диким животным в человеческом мире.
Проскальзывают идеи дядюшки Фрейда, от которого Натали позаимствовал идею отношений в семье, когда каждый из трех главных персонажей оказывается чудовищем. На наших глазах разворачивается драма-эксперимент о превращении чудовища в человека, а заодно о превращении ее создателей в чудовищ. В этой «девочке» проявляется непохожесть на обычного человека, а в ее «родителях» чудовище заключено внутри, но иногда показывается и наружу. В этом аспекте Винченцо нашел гармонию между человеческой порочностью и безобразием, между пленительной мистикой и ужасом хоррора. Он постоянно подменяет страшное эротическим, выводя эротику в один из главных моментов развития событий. Выходит так, что члены семейства дополняют друг друга, показывая нам пример моральной деградации, легко переносимой на все общество.
Все это вращается вокруг троих персонажей, троих актеров, с подкупающей достоверностью сыгравших свои роли. На «радость» нам Натали приводит своих героев к откровениям психологически-сексуального характера. Эти эротические моменты не часто показываются зрителю, но несут в себе широкий резонанс. Идейный ряд органично подчеркивается визуальным планом, феномен «химеры» отлично накладывается на наш современный мир. Видимо, только таким образом в сюжете триллера можно зацепить зрителя, рассказав почти обо всех патологиях современной личности. И это отлично получилось у Винченцо Натали.