Клоны – те же люди
На этот роман писателя по имени Кадзуо Исигуро читатели выплеснули не одну тонну признаний в гениальности, щенячьих восторгов и причислений к списку лучших книг века. И у произведения действительно есть художественные достоинства. В любом случае, так считают люди, которые в литературе разбираются. В этой истории нет ни одного атрибута жанра. Альтернативная реальность приравнена к бытовой драме, а гуманистический пафос попросту отходит на десятый план, хотя должен (по велению идеи) выпирать из всех отверстий. Да и вообще, все происходит «никогда» и «нигде». И это «вечное» не интересно никому, даже самому автору, поэтому весь драматизм основан на непреодолимости бытия.
Экранизировать книгу взялись с большими претензиями на сохранение оригинальной атмосферы. Диалоги почти не были изменены. Автор книги правил сценарий лично, делал замечания на съемках. Продюсеры умудрились откопать режиссера, который явно не реализовал свой потенциал, зато подарил нам серию клипов Мадонны. В общем, фильм должен был как минимум стать шедевром, а как максимум – разочарованием поклонниц девчачьих фильмов. Действие происходит в неком странном параллельном мире. От нашего он отличается разве что редкой безвкусицей в одежде и огромным прогрессом в медицине. Реальность картины опередила нашу действительность лет на десять максимам. Но более важно то, что в фильме у людей не возникло никаких этических проблем, они просто взяли и клонировали человека. У каждого человека есть клон, который выращивается в специальном пансионе, а затем расходуется на органы-запчасти.
Сразу понятно, что и писатель, и сценарист знакомы с современной наукой и медициной не лучше, чем неандерталец с компьютером. Все ученые, академики и простые смертные в курсе, что клон ничем не отличается от своего прототипа, то есть не является простым контейнером для органов, им не чужды такие глупости как любовь, душа и страдания. Это не требует доказательств. Но по сюжету фильма этот факт очевидным не является, что и создает очередную фашистскую систему. Но удивляет спокойствие и обыденность ситуации. Нет никаких восстаний, никаких войн. Клоны безропотно умирают по расписанию, смирившись со своей судьбой. Но налицо явное противоречие. Если клоны – это те же люди, то они должны обладать способностью бороться за свою жизнь. Поэтому в качестве предостережения людям или антиутопии этот роман – абсолютный ноль.
Но фильм спасают особым образом расставленные акценты. Зрительское сознание вынуждено большую часть времени находиться в невесомости. В течение двух часов ритм фильма совсем не меняется. Мы видим вполне добротную мелодраму, в которой нет типичных глупостей и штампов. Любовный треугольник выглядит достаточно правдоподобно, без ненужной иллюстративности или риторичности. Фильм пытается доказать зрителю, что клоны ничем от них не отличаются. А вот ближе к финалу происходит мгновенный поворот. Ничего не меняется в кадре, в персонажах, а вот мелодраматичность пропадает. Появляется какая-то трагичная сущность, которая объединяет героев. Они были обречены с самого рождения, им незачем жить. В какой-то момент фильм становится изображением не альтернативного, а реального мира. Последняя операция – это смерть, с ней бессмысленно бороться.
Фильм достигает своей цели в пространстве художественной философии и нравственности. Он отражает реальный портрет человека нашей современности, который стремится пожить подольше, лишь для того, чтобы праздно тратить свое время. Мораль – не надо расширять время, нужно углублять каждый момент своей жизни.