Арт-хаус из Норвегии
Скорее всего, этот фильм был снят не для того, чтобы зрители обратили свое внимание на норвежский кинематограф, от которого наши взгляды отвлечены американскими блокбастерами. Свою арт-хаусную картину режиссер Андре Овредал снял не для того, чтобы включить свою родину в число влиятельных стран европейской киноиндустрии. Он создал «Охотников на троллей», чтобы пополнить коллекцию эталонов ставшего популярным жанра. Фильм не пытается быть похожим на псевдодокументалистику, он ей является. Его стоит признать показательным, свежим и качественным образцом. «Охотники на троллей» повернули мир к Норвегии лицом, чтобы он оценил очередной вариант ужастика, снятого одной камерой с трясущимся объективом, с беготней, паникой и криками как ведущими звеньями всего действа.
Картина отличается лишь тем, что ее основная тема посвящена существам, которые до этого в кино не имели популярности. Сюжет удалось завязать очень увлекательными мифологическими мотивами, которые берут свое начало из старых скандинавских сказок. До сих пор существуют мнения, что среди горных скал и глухих лесов обитают древние монстры, которые не выходят на свет и едят все подряд. И эти народные слухи использовал в своем фильме Овредал. Ему удалось снять весьма захватывающую ленту, не лишенную морали. А оформлено все это под репортерский материал, так что создается ощущение, что это именно сенсационное и волнительное расследование, а не просто бессмысленная беготня по полям и лесам. В процессе повествования нам, приводя объяснения и научные доказательства, рассказывают о троллях, их привычках и инстинктах, о представлениях и культуре. Начинает даже казаться, что ты – уже не зритель, а студент на весьма интересной лекции, на которой брутальный и мудрый охотник рассказывает об особенностях и тонкостях жизни необычных жителей норвежских лесов. Из фильма узнается интересная информация, быть может, и пригодится когда-нибудь. Например, жди беды, если ты верующий – тролли их чуют. А еще они не переносят света, от него они погибают или каменеют. Вся сюжетная линия неглупо основана на научных теориях и религиозных изысканиях, что не дает зрителю заскучать.
Режиссер правильно учел тот факт, что при работе с таким кино нужно четко соблюдать ход сюжета, не отступая от его сути. Нет никаких важных драматургических заносов и отступлений, все по делу. Охота поддерживает азарт и бодрый драйв, не угасая при каждом приближении к цели. К тому же, сюжет, который и так наполнен философскими элементами и динамичным действием, пропитали нелишним юмором, затрагивающим и мифологию, и взаимоотношения героев. В этом видна ненавязчивая и легкая ирония событий, легкая пародия на банальные стереотипы и штампы фэнтезийных ужастиков. Касаемо визуальной части, фильм замечателен и в отношении пейзажей, и в отношении спецэффектов. Создатели не забыли похвастать природными красотами Норвегии, да и непростительно было бы не заснять чарующие северные земли. И среди таинственных лесов мы видим тролля – выскакивающее из-за деревьев чудище. Внешний облик этих существ воссоздан по классическим рисункам троллей, они такие же чудные, носатые, неуклюжие и весьма агрессивные.
Но иногда этих существ становится жалко. Даже не потому, что их жестоко истребляют, нет. Ведь люди не вторгались на их земли, эти монстры представляли реальную угрозу. Жалость вызывает тот факт, что сталкиваются два мира, и в этой схватке начинают проигрывать тролли. Троллям не место ни среди людей, ни среди животных. Что ж, псевдодокументальный фильм получился очень занимательным. Хороший повод познакомиться с арт-хаусом норвежского производства.