«Что наша жизнь? Игра!»
Чем является наша с вами реальность? Нервирующий звонок будильника, головная боль от чрезмерного пользования техническими прелестями современности. Неторопливый сонный путь на работу или учебу, вечерние посиделки в какой-нибудь социальной сети, интернете, а может и играх, приводящие к очередной утренней головной боли. И так день за днем продолжается наш замкнутый круг. Зададимся вопросом: что не так? Ничего? Ну ладно, давайте просто выкинем из нашего распорядка: интернет, всяческие гаджеты, даже плеер и телефон. И как вам теперь? Чувствуете, что жизнь уже не та, не те краски, пропадает смысл, теряешься. Вы понимаете, что искусственно созданный мир технологий мы начали принимать за настоящий и единственный?
В постоянной борьбе за создание мощнейшего оружия, в гонке вооружений, люди забыли, что оно уже есть. О чем я? Нет, не нужно мучить себя мыслями об атомных боеголовках, все проще. Самым сильным оружием массового поражения является сам человек, не понимающий своей ответственности, воспринимающий виртуальный мир за реальную действительность, не разделяющий настоящую жизнь и игру. Индивиды забыли, как что-то бесполезное и неактуальное, моральные нормы. К примеру, главные герои этой картины с легкостью убивают людей, не чувствуя ни вины, ни угрызений совести, ни страха перед деяниями. Это всего лишь игра для них, они выполняют ее предписания. Но что ждет их в конце, когда закончится игра, начнется реальный мир? Смогут ли они понять, где они, кто они? В этом состоит цель игры под названием «Экзистенция» - найти смысл, узнать цель игры.
Сюжет, надо сказать, уже тривиален, но это только видимость. Все меняется благодаря имени режиссера. Если парадом правит Кроненберг, то лента перестает выглядеть избитой. Он является одним из немногих, кто способен придать гротескному и абсурдному сюжету показательную правдоподобность. Он мастерски создал особенный антураж игры, которая выглядит иногда намного подлиннее наших реалий. При этом она идеально гармонирует со свойственным Дэвиду гадким, неприятным и отталкивающим миром. И еще кое-что фирменное – минимальное количество цифровой визуализации, что разительно отличает данную ленту от культовой «Матрицы». Режиссер специально (а может быть – просто по привычке) заполнил свой футуристичный мир олдскульными декорациями. И такая старомодность делает «Экзистенцию» игрой вне времени, что не стало здесь лишним, учитывая то, что идеологически фильм злободневным, жизненным примером того, до чего может довести потеря ощущения времени и реальности.
Не буду спорить, что этот фильм кажется продолжением развития темы, взятой Кроненбергом из предыдущих фильмов, а не полностью самостоятельной работой. Даже биовходы, которые незнакомым с творчеством режиссера могут показаться оригинальной идеей, на самом деле являются привычным для него сочетанием безжизненного и живого – животных тканей с электроникой. Биочипы, которые поглощиют человеческую энергию, подобно примитивным паразитам, которые символизируют безвыходность эскапизма. Постепенно они разрушают личность хозяина, который слишком глубоко затянут в виртуальность. Множество подуровней, отсутствие внятного очертания границ, невыполнимость возвращения, оказавшись там лишь однажды. А если игра реальна, как и жизнь, что отсюда следует, что и жизнь – игра. Но игрок в ней не возвращается обратно, а попадает куда-то, в место, похожее на давно забытое место, но не являющееся им в самом деле. И человек теряется, теряет собственную личность, становясь одним из персонажей.
Не стоит забывать и о том, что, быть может, наше с вами существование – одна длинная игра, управляемая самим Господом. Об этом фильм говорит почти прямо, спрятав в своем названии слово isten (с венгерского – «Бог»).